Впечатления, 02 дек 2014, 16:20

Бахрейн: колыбель человечества

Во всем мире насчитывается более 50 островных государств. Большинство из них с радостью обеспечит туриста хорошим загаром и теплым морем. Но, к сожалению, время перелета и jet lag не позволяют сгонять погреться на уикенд.
Читать в полной версии

Ближайшее от Москвы островное государство, где с ноября температура моря остается более 20–25 градусов, — Бахрейн. В конце октября национальная авиакомпания Бахрейна Gulf Air запустила прямой рейс из Москвы. Подобно Дубаю, международный аэропорт Бахрейна собирается стать вторым хабом в страны Ближнего Востока и Азии и самостоятельным направлением, достойным внимания российского туриста.

 

Чем же интересен Бахрейн?

Мало освоенное российскими туристами королевство не бросается в глаза не то что на карте мира, но и при изучении государств Персидского залива. Несмотря на небольшую территорию (33 острова — в два раза меньше Санкт-Петербурга), страна богата сказками и легендами. Древние шумеры считали государство Дильмун, расположенное на месте современного Бахрейна, колыбелью человечества. Здесь жил единственный человек, спасшийся после всемирного потопа, а место современных песков украшали сады Эдема. В подтверждение этой легенды на холме посреди пустыни на протяжении 400 лет растет одинокая раскидистая акация, называемая Деревом жизни. Ее оградили забором и подсвечивают ночью, чтобы символ был заметен издалека. Слева и справа от дороги, ведущей к Дереву, стоят похожие на деревенские колодцы-журавли нефтедобывающие вышки. От небольших, в человеческий рост, до многометровых стоят они «мордой» вниз, присосавшись к пустынной земле. Территория поделена на участки, у кого-то шесть соток, у кого-то побольше — каждый хочет получить свою долю источника жизни.

Общая история и культура объединяла страны Персидского залива на протяжении нескольких тысячелетий. В последнее время их дороги немного разошлись. Эмираты вышли в свет и стали наиболее модернизированной страной. Саудовская Аравия продолжает оставаться закрытой со строгими законами. В Бахрейне месторождения нефти и офшорный банковский бизнес не отняли шарм восточных традиций, а окружили его стеклом и бетоном новых технологий. В Саудовскую Аравию ведет автомобильный мост длиной 25 км. По нему в более светский Бахрейн с барами, ночными клубами и либеральным отношением к алкоголю приезжают соседи из крупнейшего государства Аравийского полуострова.

Место современного Бахрейна недаром называли Эдемом. Когда-то здесь были пальмовые рощи, разводили овец, занимались сельским хозяйством. К берегам причаливали торговые суда с целью пополнить запасы воды. На северной стороне острова для контроля над торговлей и защиты от покушений более четырех тысяч лет назад был построен форт. С тех пор он семь раз перестраивался. А с XVII века и по наше время на искусственном холме стоит португальское защитное сооружение Калат-аль-Бахрейн. Вокруг на протяжении полувека неспешно ведутся раскопки останков тысячелетних амбаров и комнат. В музей при форте сдано уже более 500 найденных артефактов, а исследовано всего около 25% территории.

На соседнем острове бывшую столицу Мухаррак охраняют с двух сторон форты Абу-Махир и Арад. Узкие кривые переулки города заполняют дома из толстых глинобитных стен со стрельчатыми арками. Двери с тонкой арабской вязью резных орнаментов ведут в богато украшенные, скрытые от глаз прохожих внутренние дворы.

Современная столица — Манама. Массивные деревянные двери до полуметра толщиной впускают, как в пещеры Али-Бабы, в светящиеся магазины золотых изделий. На рынках во время торга продавец поведает об особенностях семейного орнамента на коврах, предложит лучшие специи к хумусу, расскажет о способах ловли жемчуга.

До открытия в 30-х годах месторождений нефти важной отраслью экономики была добыча жемчуга. Благодаря слиянию соленых вод и пресных источников островной жемчуг славился разнообразием форм и оттенков. Жемчужины служили средством накопления и платежа, ими финансировалось строительство форта португальцами. Сейчас с оборудованием для дайвинга или просто с маской и ластами можно поучаствовать в сборе жемчужин.

Недалеко от королевского дворца в Манаме стоит соборная мечеть Аль-Фатих — одна из самых больших в мире. Построенная из итальянского мрамора, индийского тикового дерева и австрийского стекла, она вмещает до семи тысяч верующих, а заодно и национальную библиотеку Бахрейна. Ее самый большой в мире купол из стекловолокна весит 60 тонн. Несмотря на стремление королевства к светскости, правила в мечети остаются строгими. На женщин, даже туристов, наденут черную накидку и платок, мужчин, конечно же, не пустят в шортах. На выходе выдают брошюру, развеивающую наиболее популярные мифы об исламе.

В современном градостроительстве мечети и королевские дворцы уступили место башням небоскребов. Вместо изящества минаретов и куполов современные здания меряются высотой и технологическим наполнением. Второе по высоте здание в Бахрейне — Всемирный торговый центр — состоит из двух башен, соединенных друг с другом тремя мостами. К каждой перемычке подвешен ветрогенератор с лопастями по 29 метров, способный отчасти обеспечивать энергией гигантский небоскреб. Башни улавливают ветер со стороны Персидского залива под углом до 45 градусов с каждой стороны.

Первые два этажа Всемирного торгового центра отданы под торговый молл люксовых брендов. Основные посетители Gucci и Louis Vuitton — мужчины в сшитых идеально по фигуре длинных белых платьях и красных арабских платках с черным обручем. В магазинах по 100 долларов за штуку лежат настоящие арабские платки Givenchy и Dunhill «Сделано в Англии». На первом этаже торгового центра — мечеть. Голос муэдзина, созывающего на молитву посетителей молла, мягок и благозвучен, как будто специально подобран для посетителей не мусульман.

В апреле в Бахрейне проходит один из этапов Формулы-1. В остальные месяцы инфраструктура используется для других автомобильных развлечений — например, для катания на картинге. Или на джипах по трассе из песчаных дюн, каменистых завалов, водных преград и подъемов с уклоном до 85 градусов. В январе на острове проводится авиашоу, а в декабре, ближе к Новому году, конкурс на лучшую иллюминацию зданий.

 

Где жить

На северной стороне острова, в нескольких минутах езды от форта, расположен занимающий целый микрорайон отель The Ritz-Carlton, Bahrain Hotel & Sра. Зеленый оазис, окружающий дворец главного здания, бросается в глаза из центра Манамы. Отель предлагает трансфер из аэропорта на роллс-ройсе или на удлиненном хаммере. Звезды Формулы-1 останавливаются здесь в апреле во время проведения гонки. Дворцовые интерьеры с огромными залами первого этажа лучше всего просматриваются из панорамных лифтов. Швейцар, метрдотель или охранник при каждой встрече улыбнется и пожелает доброго дня. В номере, на столе, обнаруживается перевязанная золотой лентой коробочка со сладостями, рядом — тарелка с финиками и ведерко со льдом. Персонал знает, что потрепанным суетой ежедневных забот гостям требуется отдых, и создает свой остров спокойствия и расслабленности.

Для больших семей есть виллы на берегу с тремя спальнями: одна с кроватью кing size, вторая queen size, в третьей — детской — две раздельные кровати. У каждой виллы отдельный выход на пляж, собственный бассейн с температурой выше, чем в море. Завтраки приносят на виллу, а в остальное время всегда можно заказать фрукты, кальян, спа-процедуры в специально отведенной зоне на территории виллы.

К лежакам вокруг главного бассейна приносят горячие полотенца, нарезанные дольками арбузы, киви, драгон-фруты. Петляющие тропинки ведут к морю, пробегая мимо ручья с розовыми фламинго, требующего к себе внимания попугая или молча хвастающихся собственным совершенством золотых рыбок в пруду.

В первый вечер из восьми ресторанов отеля лучше выбрать Thai Lounge. На воздухе, пахнущем морем, в перерывах между рыбой, начиненной креветками, и роллами с манго, пройдя несколько метров, оказываешься на еще теплом от дневного солнца пляже. В тайской кухне всегда надо быть настороже. Здесь сюрприз стоит ждать от авторского коктейля Siam Sunray. Сначала он кажется сладковатым от кокосового рома с кислинкой от сока листьев кафир-лайма, а через несколько секунд вкусовые рецепторы взрывает пряный калган и жгучий чили.

Шеф итальянского ресторана Primavera воссоздал кусочек Италии среди песков и небоскребов. Описывая процедуру приготовления пасты, официанты машут руками и разговаривают так, будто пытаются переспорить сами себя. А выбирая бутылку из винотеки, ностальгически задумываются, вспоминая родные долины. На десерт обязательно надо попробовать парфе. Мягкий мусс, смешанный с мороженым, превращается в прохладный крем, скрытый под лимонной коркой. Сверху, как вишенка на торте, — капля яблочного конфитюра, а окружают блюдо грозди карамелизированной черники и дольки белого шоколада, уложенного на капли мусса. Парфе переводится как «прекрасный» или «безукоризненный», и это применимо не только к десерту, но и ко всему ресторану.

В один из дней, будь то в индийском Nirvana, средиземноморском La Med или в любом другом из восьми ресторанов, обязательно подойдет шеф, поинтересуется, понравился ли сегодняшний маринад к рыбе, расскажет о себе и поухаживает за почетным гостем.

 

Утром, с трудом вырвав себя из объятий шести подушек, поднимаешься к завтраку. Первыми бросаются в глаза разноцветные пятна фруктовых и овощных фрешей. Стаканы с косым дном, иронизируя над гостем, отказываются принимать привычное положение на столе, заставляют усомниться в реальности происходящего. Йогурты с манго, овсянкой или классический, уже расфасованы по крошечным стаканчикам. Хочется, не пользуясь ложечкой, опрокинуть пару «шотов» и отправиться к панорамному окну — встречать утро. Неспешно намазывая на теплый хлеб ароматные хумусы, разглядывать море, начинающееся от подножья отеля и тянущееся до горизонта. Завтрак в bar lounge изысканен и роскошен.

 

Перелет

В Бахрейн удобно летать на выходные прямыми рейсами национальной авиакомпании Gulf Air. Вылетев из Москвы в пятницу или субботу на Airbus A320 с золотым фюзеляжем, вернуться в ближайший понедельник или вторник. В салоне экономкласса этой авиакомпании кресел в 1,5 раза меньше, чем обычно в подобной модели, поэтому чувствуешь себя значительно вольготнее. Несколько часов полета с удовольствием коротаются за бортовой системой развлечений на 9-дюймовом экране впереди стоящего кресла. А комфорт обеспечивается широким креслом с регулируемым подголовником и подставкой для ног.

В бизнес-классе на подлокотниках 15 кнопок регулировки положений кресла. Из мягкого трона с массажем, куда удобно забраться с ногами, оно превращается в кровать, в которой можно принять любую привычную дома позу. Ощущения — как в гамаке, только покачивает не горизонтально, а вертикально. Стюард в белом фартуке только и успевает приносить то меню, то горячие полотенца, то чай в золотых остроносых чайниках, алкогольные напитки, соки. Набор дорожных принадлежностей Chopard, признанный лучшим в 2013 году по направлению Ближний Восток, обеспечит полет нужными мелочами — от носков с восточным орнаментом до освежающего спрея для лица.


 

Кроме Бахрейна, а/к Gulf Air обеспечивает удобные короткие стыковки во все страны Ближнего Востока и летает в страны Азии.

Виза для граждан РФ ставится прямо в аэропорту по прилете. Стоимость визы на 72 часа - 15 бахрейнских динаров (40 долларов), на две недели - 25 динаров (65 долларов).