Вещи, 24 дек 2014, 15:59

Зачем люди коллекционируют парфюмерию

Коллекционер Пьер-Кристиан Броше –
о людях, увлеченных не духами, 
а их «оберткой»
Читать в полной версии
Фото: Пресс-материалы

Известного искусствоведа француза Пьера-Кристиана Броше бьюти-редактор «РБК Lifestyle» встретил на открытии обновленного корнера дома Guerlain в ГУМе. И, пользуясь случаем, узнал его мнение о коллегах — коллекционерах парфюмерии.

 

Флаконы для самого первого аромата духов Salvador Dali,  придуманные самим художником, очень ценятся среди коллекционеров

«Под коллекционированием духов я понимаю коллекционирование флаконов. Мне не встречался человек, который собирал бы парфюмерию из-за ее «сока». Тут привлекает не то, что внутри, а то, что снаружи.  Корни этого увлечения берут свое начало в Европе ХVIII века. В то время там распространилась мода на так называемые snuff bottles. Их привозили из Китая, и они представляли собой крошечные пузырьки из янтаря, панциря черепахи, стекла, украшенные узорами или росписью, в которых хранили снафф – сухой нюхательный табак. Светский этикет предписывал чувствительным дамам (а позволить себе купить snuff bottles могли только состоятельные люди) иметь при себе такой пузырек и подносить к носу при первых признаках обморока – очутившись в душном помещении или получив тайную записку.  Со временем больше всего коллекционеров snuff bottles стало в Англии – там они даже объединились в несколько ассоциаций. И до сих пор эти табачные пузырьки покупают на аукционах за десятки миллионов долларов – наполовину наполненные или совершенно пустые. Флаконы именно с парфюмерией начали коллекционировать во Франции, и произошло это сравнительно недавно. Интерес к ним объяснялся прежде всего тем, что над дизайном флаконов работали знаменитые художники – к примеру, Сальвадор Дали. Флаконы для первого аромата под брендом Salvador Dali он оформил в стиле картины «Явление лица Афродиты Книдской» и продал каждый экземпляр за 20 тыс. франков. Или флаконы от хрустального дома Lalique – они всегда считались произведением искусства. И сейчас, в современном мире тоже выпускаются необычные экземпляры. Так что не выбрасывайте флаконы, а еще лучше – храните их вместе с коробками: на рынке раритетов больше ценятся полные комплекты.

Я покупаю парфюмерию исключительно из-за запаха – не люблю слишком сладкие и спортивные ароматы с обилием цитрусовых. Сегодня нанесу Chanel, завтра — Guerlain, на деловую встречу выберу один аромат, на вечер – другой. Но вот серьезное коллекционирование ароматов — не мое. Не потому, что это неинтересно или неперспективно, просто я поддерживаю молодых и малоизвестных пока художников (в коллекции Пьера около 500 работ современных русских мастеров – Юлии Косульниковой, Кирилла Гаршина, Кирилла Макарова), а созданием флаконов, повторюсь еще раз, занимаются люди с большим именем и творческим опытом.  И, в конце концов, коллекционирование – это такой огромный труд, что лучше сконцентрироваться на чем-то одном».