Ностальгия по будущему: русские художники на Венецианской биеннале
9 мая открывается 56-я Венецианская биеннале — одно из самых значимых событий в мире искусства, на превью которого съезжается, словно в летний лагерь, буквально весь арт-бомонд (да и арт-богема).
Каждые два года город на воде превращается в одну большую выставочную площадку, которая состоит из сотен отдельных проектов. Помимо 29 официальных павильонов стран-участниц в парке Джардини, под арт-проекты во время Биеннале используют все возможные пространства — от старинных палаццо до тротуаров вдоль бесчисленных набережных.
В российском павильоне в этом году покажут проект Ирины Наховой (и она станет первой женщиной-художницей, официально представляющей Россию на Венецианской биеннале), куратором которого выступает Маргарита Мастеркова-Тупицына. Но если с официальным проектом особо забегать вперед обычно не получается, то с параллельными, которые приедут на биеннале из России, это сделать можно, тем более что некоторые из них открываются раньше.
001 Inverso Mundus. Группа AES+F |
|
AES+F, 001 Inverso Mundus, Милостыня – эпизод #1, 2015, фотография; © AES+F 2015 Courtesy Галерея «Триумф»
Хорошо известную в мире арт-группу AES+F в Венецию везет не менее хорошо известная у нас московская галерея «Триумф». На биеннале в 2007 году группа официально представляла Россию со своим проектом «Последнее восстание», теперь же в параллельной программе художники покажут 001 Inverso Mundus («001 Перевернутый мир») в пространстве исторического ансамбля соляных складов, расположенных на знаменитой набережной Заттере, и в музее Vitraria Glass +A.
AES+F, 001 Inverso Mundus, Милостыня – эпизод #2, 2015, фотография; © AES+F 2015 Courtesy Галерея «Триумф»
Старинная гравюра Inverso Mundus (что в переводе означает «перевернутый мир») изображает ребенка, наказывающего учителя, человека, несущего на плечах осла, нищего, подающего милостыню богачу, свинью, потрошащую мясника, чертей и саму смерть — то с косой, то в маске чумного доктора.
AES+F, 001 Inverso Mundus, Инквизиция – эпизод #4, 2015, фотография; © AES+F 2015 Courtesy Галерея «Триумф»
В интерпретации «Перевернутого мира» AES+F абсурдные сюжеты карнавала эпохи позднего Средневековья превращаются в обыденные сцены современной жизни. Персонажи разыгрывают социальные утопии, в которых уборщики с внешностью метросексуалов заваливают мусором город, женщины-инквизиторы мучают мужчин на дыбе в стиле IKEA, а дети и старики сражаются в боях без правил. Inverso Mundus — это мир, где химеры — домашние питомцы, а Апокалипсис — развлечение.
AES+F, 001 Inverso Mundus, Полицейский Будуар – эпизод #10, 2015, фотография; © AES+F 2015 Courtesy Галерея «Триумф»
Работы AES +F, как правило, существуют на стыке фотографии, видео и новых технологий — в этот раз нас, например, ждет семиканальная панорамная видеоинсталляция, участие в которой приняли 57 актеров из разных стран.
AES+F, 001 Inverso Mundus, Инквизиция – эпизод #15, 2015, фотография; © AES+F 2015 Courtesy Галерея «Триумф»
Conversion. Группа Recycle |
|
Recycle Group. Конференц-колл. Пластиковая сетка. 300 × 500 см. 2014 Фото © Андрей Лосев, Предоставлено Recycle Group
Галерея «Триумф» поучаствовала и в этом проекте, организатором которого выступил Московский музей современного искусства. Инсталляция Conversion группы Recycle будет показана в основанной в VII веке церкви Св. Антонина — и выбор площадки здесь не случаен.
Recycle Group. Просветитель 4. Полиуретан, литье, лайтбокс. 40 × 500 см. 2015 Фото © Андрей Лосев
Проект рассказывает о жизни современного человека в эпоху развития интернета и культа новых технологий и гаджетов (смартфон есть у каждого седьмого жителя планеты). Recycle Group сравнивают подключение к Глобальной сети с обрядом обращения в религию, где главное божество — это сумма всей информации, находящейся в виртуальном пространстве.
Recycle Group. Просветитель. Медитация. Полиуретан, литье. 60 × 80 × 75 см. 2015, Фото © Андрей Лосев
В старинной церкви художники создали руины святилища XXI века, в которую вошли скульптуры и барельефы с фигурами «неоапостолов» — носителей нового сакрального знания. Для этой грандиозной конструкции художники выбрали традиционное местоположение храмового алтаря, в центре которого находится гигантский «крест» Facebook, дополнив проект деревянными «останками» Ноева ковчега, в фрагментах которого угадываются знакомые иконки приложений с экранов смартфонов.
Recycle Group. Ноев ковчег (фрагмент). Цельное дерево, резьба. 40 × 500 см. 2015 Фото © Андрей Лосев
Работая над этой инсталляцией, художники использовали более 1000 м пластиковой сетки и несколько тонн гипса, а для некоторых скульптур — даже слепки своих лиц.
«Наследие будущего». Арсений Жиляев и Марк Дион |
|
Арсений Жиляев. «Искусство принадлежит народу». Проект «Музей Пролетарской культуры. Индустриализация богемы»
В очередной раз фонд V-A-C везет в Венецию «смешанный» проект, для которого отбирает двух художников — российского и западного. В этом году участниками выставки «Наследие будущего» вместе с американским концептуалистом Марком Дионом стал Арсений Жиляев и его проект «Колыбель человечества». Проект изображает тревожную картину далекого будущего, в котором человек покинул Землю, превратив ее в заповедник, посвященный истокам жизни и истории цивилизации.
Арсений Жиляев. «Музей пролетарской культуры. Индустриализация богемы». Вид экспозиции на выставке в Третьяковской галерее
Здесь причудливым образом сочетается утопическая романтика русского космизма с потребительством победившего капитализма, а пафос «всего нового и передового» — с ортодоксальным христианством. «Колыбель человечества» входит в серию проектов Жиляева, посвященных переосмыслению природы музейной экспозиции — на выставке в Венеции будет представлена часть проекта «Музей пролетарской культуры», который был впервые показан в 2012 году, и работы из проекта «Педагогическая поэма. Архив будущего музея истории». И несмотря на всю серьезность исследовательских целей, которые преследует Жиляев в своих проектах, они неизменно получаются предельно романтическими в своей ностальгии по прошлому, а заодно и будущему.
Relic Glass #1. Барт Дорса |
|
Барт Дорса. Работа Relic Glass #1 из серии Crossroads
Несмотря на то что Барт Дорса — американец (а если быть точнее, гражданин мира), он давно живет в России и хорошо известен своими фотопроектами, а также поездками по Москве на гигантской металлической утке, которую он смастерил сам. К тому же в Венеции он участвует в выставке Glasstress Gotika, одним из кураторов которой является Дмитрий Озерков, руководитель отдела нового и новейшего искусства в Государственном Эрмитаже, поэтому Relic Glass#1 можно без всякой натяжки причислить к «нашим» проектам на Биеннале.
Работы Relic Glass#1 — часть продолжающегося проекта Crossroads, начало которому Барт положил в 2013 году, когда привез серию фотографий и скульптур Katya на прошлую Венецианскую биеннале. Героиней той работы стала реальная девушка Катя, она провела несколько лет в монастыре, выйдя из которого сделала себе несколько татуировок, увлеклась пирсингом и погрузилась в субкультурную жизнь Москвы (и не только). В работах Дорсы же Катя из фрика, как ее определило бы традиционное общество, превращается в мученицу, а значит, в святую.
Работа Relic Glass#1 продолжает исследовать многогранность этого феномена. Она состоит из стеклянных «слепков» женских торсов, традиционно помещенных в мрачное темное пространство.