Впечатления, 15 июл 2015, 14:25

Страсти по сторожу: как мир сходит с ума по новому роману Харпер Ли

14 июля поступил в продажу второй роман американской писательницы Харпер Ли «Пойди поставь сторожа». Эту книгу читателям пришлось ждать 55 лет. И она сразу вызвала большой ажиотаж в англоязычном мире.
Читать в полной версии
Фото: Globallookpress

О выходе второй книги Харпер Ли стало известно этой зимой. Причем рукопись романа «Пойди поставь сторожа» (в оригинале Go Set a Watchman), написанного еще в 1950-х годах прошлого века, юрист писательницы обнаружил прошлым летом. Копия произведения лежала в банковском сейфе и была подколота к папке с другими бумагами Харпер Ли.

Сама писательница сообщила, что роман закончен и является предшественником «Убить пересмешника». «Пойди поставь сторожа» повествует о возвращении из Нью-Йорка уже взрослой Джин-Луизы Фитч в родной городок Мейкомб. Главным ее открытием и разочарованием становится то, что идеализированный ею отец адвокат Аттикус Фитч оказывается расистом и сторонником сегрегации. В 1957 году Ли отправила рукопись своему издателю, но тот отверг ее и предложил сделать главную героиню моложе.

Первая глава книги была опубликована 10 июля в изданиях Wall Street Journal и The Guardian. А в ночь с 13 на 14 июля книга поступила в продажу в 70 странах мира. Роман выпустило издательство Harper Collins, а предзаказы на него оказались самыми высокими в истории компании. В книжных магазинах «Пойди поставь сторожа» моментально стала хитом продаж. Так, в сети Waterstone предзаказы на книгу делали чаще, чем на финальную часть «Гарри Поттера» и «50 оттенков серого».

 

 

В честь начала продаж второго романа обладательницы Пулитцеровской премии ряд книжных магазинов изменил график работы. Как рассказал BBC менеджер лондонского магазина Foyles Саймон Хеафилд, очередь из желающих в числе первых приобрести книгу стала выстраиваться в 10 вечера. А в родной город Харпер Ли Монровиль в штате Алабама 7000 экземпляров «Пойди поставь сторожа» доставили незадолго до полуночи.

Издатели романа также отметили, что доставка тиража в магазины разных стран проходила в режиме полной секретности: «Это был запутанный пазл, в котором участвовала большая команда преданных делу людей из разных точек планеты».

Обозреватель издания Wall Street Journal Сэм Сакс назвал новый роман Ли «историей о свержении идолов и мучительной книгой с ошеломляющим опровержением сияющего идеализма "Убить пересмешника"». У некоторых книга действительно вызвала негодование еще до появления на прилавках. Читателей возмутило то, что Аттикус Финч оказался расистом. Некоторые даже поспешили заявить, что отказываются приобретать роман. В России права на произведение выкупило издательство АСТ. В продаже книга должна появиться в октябре.

 

Харпер Ли в возрасте 89 лет вышла из числа писателей одного романа. Но в мире есть те, кто лишь однажды отметился в жанре крупной прозы.

Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»

 

В 1937 году Маргарет Митчелл стала примером для всех американок. К тому моменту они уже зачитывались ее романом «Унесенные ветром», опубликованным годом ранее. Но теперь это была книга, написанная не просто домохозяйкой, а обладательницей Пулитцеровской премии. В 1925 году Митчелл вышла замуж за страхового агента Джона Марша, оставила работу в газете и с тех пор вела жизнь обычной провинциальной леди. Правда, на протяжении 10 лет, поощряемая супругом, работала над романом. Книга оказалась столь объемной, что поначалу издатель отказался ее публиковать. Тогда Митчелл внесла правки, и в 1936 году роман «Унесенные ветром» оказался на прилавках. Новоиспеченная писательница сама занималась продажами книги, контролируя тиражи и выход изданий на других языках. А в будущем, несмотря на многочисленные просьбы поклонников, Маргарет Митчелл не написала больше ни одной книги.

Борис Пастернак «Доктор Живаго»

В литературном наследии Бориса Пастернака значится всего один роман  — «Доктор Живаго». Писатель работал над текстом на протяжении 10 лет: с 1945 по 1955 год. В СССР книга была встречена негативно и запрещена к изданию из-за неоднозначной позиции автора по отношению к Октябрьской революции 1917 года. Отрицательную оценку роману дала и Анна Ахматова. А вот Нобелевский комитет в 1958 году присудил Пастернаку премию по литературе с формулировкой «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».

 

Эмили Бронте «Грозовой перевал»

«Грозовой перевал» Эмили Бронте называют одной из самых романтических книг всех времен. Он же является и единственным написанным романом средней из сестер Бронте. В XX веке книга часто приковывала к себе внимание. Роман неоднократно экранизировался, причем такими крупными режиссерами, как Луис Бунюэль и Жак Риветт. А в 2007 году первое издание романа было продано с аукциона за 114 000.

 

«РБК Стиль» расспросил представителей издательств и экспертов рынка о том, будет ли книга «Пойди, поставь сторожа» популярна в России:

 

Екатерина Панченко директор по международным авторским правам издательства АСТ

Мы планируем, что первый тираж книги составит не менее 20 тысяч экземпляров. Какой тираж будет впоследствии, зависит от читателей. Если книга окажется интересной, то она будет издаваться. Общий тираж первой книги Харпер Ли «Убить пересмешника» – более 120 тысяч, и она продолжает продаваться до сих пор. Оценить, насколько второй роман писательницы будет популярным в России, мне пока сложно. Первичной аудиторией второго романа будут поклонники Харпер Ли, но вот найдет ли эта книга нового читателя – вопрос. «Пойди, поставь сторожа» – книга о более зрелых годах героини «Убить пересмешника». В ней идет речь о расовых конфликтах, что для России – не самая актуальная тема. Но если эта тема зацепит молодых людей, то «Пойди, поставь сторожа» завоюет и молодую аудиторию.

Павел Подкосов генеральный директор издательства «Альпина нон-фикшн»

У книги «Пойди, поставь сторожа» хорошие перспективы в России. Харпер Ли считается автором одного романа, но этот роман уже давно стал частью не только американской, но и мировой культуры. Вполне возможно, что волна интереса, возникшая ко второму роману этой писательницы на Западе, особенно в англоязычных странах, докатится и до нас. Однако «Пойди, поставь сторожа» не будет продаваться у нас такими же большими тиражами, как на Западе. Во-первых, объем книжного рынка в России сейчас составляет $1,5 миллиарда, в то время как в США – $25 миллиардов, то есть, у нас рынок меньше в 15 раз. Во-вторых, интерес к художественной литературе в России из года в год продолжает снижаться. Это два негативных фактора, которые могут отразиться на продажах романа в России. Тем не менее, на волне некоей тайны, истории с текстом, который не издавался много лет, у нас возможны хорошие продажи. А если текст хорошо написан, то в пользу книги будет работать и сарафанное радио. Заявленный АСТ тираж в 20 тысяч экземпляров – разумный и осторожный, это вполне продаваемый тираж.

 

 

Галина Юзефович литературный критик

Первый роман Харпер Ли «Убить пересмешника» – очень важная для американцев книга. Это правильный южный роман, который является частью богатой культурной традиции. Он написан в период начала борьбы за права афроамериканцев, к тому же это хорошая книга о детстве, вполне универсальная. В Америке она входит в школьную программу, ее разбирают, а экранизация этого романа входит в программу обязательного просмотра для всех школьников. Что касается продолжения, то в России оно вряд ли вызовет столь же большой интерес, как в англоязычных странах. Но здесь у него тоже, скорее всего, все будет хорошо. Ведь первый роман – культурный феномен, на котором выросло несколько поколений читателей, в том числе и российских.

 

 

Сергей Рубис директор редакции художественной литературы издательства «Эксмо»

То, что новый роман Харпер Ли будет популярен в России, не вызывает сомнений. Дело в том, что сейчас очень востребовано первое произведение писательницы «Убить пересмешника», которое стабильно входит в топ-30 самых продаваемых книг в российских магазинах. А продолжение популярной книги обычно всегда вызывает у читателей отклик. Насколько долгим окажется этот интерес, пока неизвестно. Однако в начале продаж он, несомненно, будет. А если продолжение окажется таким же сильным, как и «Убить пересмешника», то оно будет востребовано достаточно долго.