«Агенты А.Н.К.Л.»: большевик и ковбой против графини
Сняв несколько очень бодрых для британского кино боевиков в 1990-х и начале нулевых, Гай Ричи достиг профессионального дна на ремейке «Унесенные» и развелся со своей звездой Мадонной. После этого его будто подменили, и мы получили одного из самых веселых режиссеров, адаптирующих литературную и телевизионную классику для зрителей XXI века. «Агенты А.Н.К.Л.» — киноверсия сериала 1960-х — выходит после двух «Шерлоков Холмсов», а в следующем году выйдет и снятый Ричи «Король Артур», и можно себе представить, что он сделает со штампами круглого стола.
Знакомство с героями «Агентов А.Н.К.Л.» происходит в стилизованных флэшбэках, будто Ричи решил соединить стилистику «Модести Блэйз» с комиксовыми приемами «Города грехов». Плейбой и мошенник Наполеон Соло (его играет Генри Кэвилл, прославившийся два года назад после роли Супермена в «Человеке из стали»), работающий на ЦРУ, должен вывезти из Восточного Берлина дочь завербованного недобитыми нацистами ядерщика Гэби (Алисия Викандер). Мешает ему выполнить миссию туповатый советский разведчик Илья Курякин (Арми Хаммер), с которым чуть ли не сразу после выполнения задания приходится мириться, чтобы США и СССР помешали итальянской аристократке Виктории (Элизабет Дебики) с мужем взорвать мир к черту.
Сама идея о том, что две супердержавы забывают старую вражду, чтобы остановить красивую женщину, звучит нелепо. Но «Агенты А.Н.К.Л.» приветствуют нелепости. Вот оно, торжество стиля и шутки любой ценой над смыслом. Самая смешная шутка звучит в магазине, где друзья поневоле Наполеон и Илья выбирают наряд Гэби, которая должна выдать себя за жену советского архитектора. Курякин: «Так советские женщины не одеваются. Надо взять платье Dior с поясом Courreges». — «Но ведь они не сочетаются». — «В этом и весь смысл». Впрочем, русские не выглядят здесь совсем уж жалкими — например, в том, что касается шпионский инновационных технологий, СССР были впереди США, во всяком случае, по версии Гая Ричи.
«Агенты А.Н.К.Л.» — очередное кино, эксплуатирующее когда-то популярные сериалы и фильмы. В этом смысле можно упрекать Ричи, что он, в отличие от своего соотечественника Мэттью Вона, чей тоже шпионский «Кингсмен» вышел в начале года, не может придумать ничего нового. Но в ситуации, когда за одно лето вышли «Мир Юрского периода», «Терминатор 5» и «Миссия невыполнима 5», упрекать Ричи не в чем — не он плохой, время такое. Уже хочется ему сказать спасибо, что он снял свой самый легкий и красивый фильм, где главная злодейка так хороша, что соблазнит опытного Наполеона и обведет вокруг пальца, как мальчика. Самые интересные сцены, впрочем, сделаны с подмигиванием зрителю: доктор Менгеле сгорит на электрическом стуле, пока красавцы-агенты обсуждают свой гардероб. Да, в этом фильме гардероб важнее смысла, будто фильм придуман, написан и снят поп-стилистом, а не режиссером. Все-таки не всё в браке Ричи с Мадонной, вероятно, было так уж плохо.