Впечатления, 08 сен 2015, 11:00

Как голливудские студии заманивают зрителя в кинотеатры

Из-за высокой конкуренции в прокате промокампании фильмов становятся все более изощренными. Порой это приводит к желаемому результату — высоким кассовым сборам, но никто не застрахован и от провала.
Читать в полной версии

Еженедельно в кинопрокат, что в России, что в США, выходит по 4-5 фильмов.  Неудивительно, что голливудские мэйджоры — так называют большие киностудии вроде Universal Pictures и 20th Century Fox — идут на все, чтобы привлечь к своим высокобюджетным проектам пристальное внимание зрителей. «Мы находимся в ситуации, когда рынок переполнен. Так что мы хотим убедиться, что до людей дойдет информация, что фильм выходит в прокат», — рассказывает в интервью Reuters продюсер фильма «Марсианин» Адития Суд. «РБК Стиль» вспомнил 7 самых необычных промокампаний фильмов и их результаты.

«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»


Способ продвижения: мистификация

История вышедшего в 1999 году фильма должна войти во все учебники по маркетингу. Кино, снятое за 8 дней и $60 тыс., заработало в мировом прокате $248 млн и стало самым прибыльным независимым фильмом в истории.

Добиться такого результата позволила грандиозная мистификация, которую устроила студия Artisan, купившая права на эту картину. В частности, было объявлено, что фильм смонтирован из настоящих документальных съемок, сделанных студентами, пропавшими без вести пятью годами ранее. Пленку с записью якобы обнаружили в лесу. На специальном сайте появились «полицейские отчеты», «архивные фото», «записи из дневников» и прочая информация, которая убедила многих, что история с пропавшими студентами — реальная. Во время кинофестивалей в Сандэнсе и Каннах на улицах распространялись флаеры с фотографиями и информацией о пропавших. Мать актрисы Хизер Донахью, снявшейся в картине, даже получала письма с соболезнованиями в связи с исчезновением дочери.

Результат: 10 10*

* Здесь и далее — оценка «РБК Стиль»


«Добро пожаловать в Zомбилэнд»


Способ продвижения: организация флешмобов 

В 2009 году студия Sony для продвижения своего комедийного ужастика «Добро пожаловать в Zомбилэнд» устроила в США настоящее нашествие зомби. Началось все с фестиваля Comic Con 2009, где разгуливали толпы «живых мертвецов» — эту акцию спонсировала студия. После этого представители Sony решили бесплатно пускать на предпоказы всех зрителей, которые придут в кинотеатры в соответствующем гриме и, главное, соответствующей походкой. По всей стране начались зомби-флешмобы — один, в частности, был организован в Нью-Йорке на Таймс-сквер.

В прокате эта страшно-симпатичная комедия окупилась. При бюджете в $23,6 млн ее мировые сборы составили $102 млн, из них $75 млн пришлось на США.

Результат: 9 10


«Марсианин»  


Способ продвижения: экскурсия в NASA

Фильм «Марсианин» Ридли Скотта выйдет в прокат только в октябре этого года. Однако необычные акции, устраиваемые для продвижения фильма, уже дают свои результаты. В конце августа студия 20th Century Fox организовала для журналистов экскурсию в Лабораторию реактивного движения NASA лишь для того, чтобы презентовать трейлер. Журналисты просмотрели часть готового материала, сделали интервью с Мэттом Деймоном и охотно поделились своими впечатлениями в соцсетях.

Лаборатория реактивного движения NASA

Трейлер «Марсианина» стал хитом. Всего за 48 часов его посмотрели 3,3 млн человек на YouTube и 4,8 млн на странице фильма в Facebook. Не в последнюю очередь это связывают с грамотной презентацией ролика.

«У студий есть резон тратить деньги, чтобы подтолкнуть журналистов делать посты в Twitter и использовать соцсети, поскольку они верят, что это отразится на величине кассовых сборов», — считает кинообозреватель журнала Entertainment Weekly Николь Сперлинг.

Результат: 8 / 10


«Хроники»  


Способ продвижения: мистификация, вирусное видео

В январе 2012 года жители Нью-Йорка наблюдали, как над некоторыми городскими достопримечательностями парят три человека. Видеоролики с этим странным явлением быстро распространились по интернету.

На самом деле это были летательные аппараты, напоминающие человеческие фигуры, и запустили их для раскрутки фильма «Хроники». Герои картины, трое подростков, нашли метеорит, после чего приобрели способность летать.

Фильм оказался успешным — в первый уик-энд проката он заработал в американском прокате $22 млн, что почти в два раза превышало его бюджет. Общие кассовые сборы составили $126 млн.

Результат: 8 / 10


«Синистер-2»  


Способ продвижения: эпатаж кинокритиков

В августе этого года американские кинокритики испытали легкое потрясение — домой к ним наведывались люди в гриме зомби и вручали деревянные коробки с чучелами крыс и флешками, на которых были ссылки на последний трейлер фильма «Синистер-2». Эту акцию приурочили ко Дню близнецов, поскольку действующими лицами хоррора стали двое мальчиков-близняшек. Некоторые СМИ и блогеры написали об этом визите и выложили фото.

«Синистер 2» вышел 20 августа. Его сборы в американском прокате составили $18 млн при бюджете в $10 млн. Этот результат нельзя назвать впечатляющим, однако выносить окончательный вердикт можно будет только после появления данных о международных сборах.

Результат: 5 из 10


«Прогулка»


Способ продвижения: выброс адреналина

В октябре этого года на экраны выйдет «Прогулка» — байопик французского канатоходца Филиппа Пети. Речь в фильме пойдет о прогулке, принесшей Пети всемирную славу. В августе 1974 года он прошел по канату, натянутому между башнями-близнецами Всемирного торгового центра. Во время выставки графических и информационных технологий Siggraph 2015 в Лос-Анджелесе студия Sony устроила для журналистов и посетителей такую же прогулку — только в виртуальной реальности. С помощью шлема Morpheus гости смогли увидеть панораму Нью-Йорка и пройтись по виртуальному канату.

Прогулка по виртуальной реальности с помощью шлема Morpheus

Насколько впечатляющей оказалась эта акция, можно будет оценить в октябре, после выхода фильма в прокат.

Результат: б/о


«Запах тайны»


Способ продвижения: атака на обоняние

В 1960 году на американские экраны вышел фильм «Запах тайны», от которого в буквальном смысле исходили разные запахи. Посмотреть «ароматизированную» картину можно было всего в нескольких кинотеатрах, оборудованных системой Smell-O-Vision. К каждому зрительскому креслу были подведены пластиковые трубки, с помощью которых по залу распылялись запахи — духов героини, табака, кофе, хлеба и так далее. После первых показов большинство отзывов оказались негативными: зрители, сидевшие впереди, жаловались на громкое шипение, вызванное распылением ароматов, а люди с местами на галерке — на то, что появление запахов не совпадало с происходящим на экране.

Картина провалилась в прокате.

Результат: 1 / 10