Впечатления, 25 сен 2015, 18:22

Нереальная реальность: как кино создает альтернативную историю

Фильмы, основанные на реальных событиях, мы видим в прокате все чаще. Впрочем, в большинстве их них «основа» размыта почти до неузнаваемости. «РБК Стиль» решил показать, как кино формирует параллельную историю.
Читать в полной версии
Фото: kinopoisk.ru

«Бонни и Клайд» (1967)


В книге Питера Бискинда «Беспечные ездоки, бешеные быки» рассказывается, что романтизированная биография двух гангстеров 30-х годов Бонни и Клайда получила право на жизнь только после того, как исполнитель роли Клайда Бэрроу и продюсер фильма Уоррен Битти с причитаниями упал в ноги киномагнату Джеку Уорнеру с просьбой дать зеленый свет картине: «Полковник (прозвище Уорнера. — «РБК Стиль»), хотите, я вам ботинки буду целовать, хотите — лизать буду».

Все потому, что сценарий фильма совсем не напоминал реальные события, которые Уорнер, без сомнения, помнил. Но создатели фильма и не стремились снять реальную историю.

Режиссер Артур Пенн рассказывал, конечно, не о парочке грабителей времен Великой депрессии. Сделав из обычных бандитов и убийц образы борцов с системой, бунтарей против подавления личности государством, Пенн напрямую отсылал к студенческим волнениям 60-х, антивоенным выступлениям, а финальной сценой убийства шерифами Бонни и Клайда — к расстрелу демонстрации в Калифорнийском университете в Беркли.

Уоррену Битти тоже не с руки было играть закомплексованного гомосексуалиста (каким и был Клайд Бэрроу) и под его напором сценаристы конструировали образы героев-любовников.


«Единственное, что в этом фильме не является полной ерундой, это то, как там стреляют. Почти как в жизни», — прокомментировал фильм один из членов банды, У.Д. Джонс, который дожил до премьеры.  


Переписав историю, фильм в то же время оказал огромное влияние на мировой кинематограф. Он показал, как нарушать существовавшие до того времени табу на показ на экране сцен жестокости и убийств, породил новое, гангстерское направление в американском кинематографе.

Клайд Бэрроу

«Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» (1991)


Как показывают соцопросы, большинство американцев до сих пор не верят в официальную версию убийства президента США Джона Кеннеди, согласно которой одиноким стрелком был бывший морской пехотинец Ли Харви Освальд. Существует ряд конспирологических теорий, вступающих в противоречия с выводами комиссии Уоррена и представляющих альтернативные точки зрения на суть тех событий.

Ли Харви Освальд

Одна из них — расследование окружного прокурора Нового Орлеана Джима Гаррисона, которого в нашумевшем фильме Оливера Стоуна «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» (в оригинале просто JFK) сыграл Кевин Костнер.

По его версии, убийство было организовано военизированной группой ультраправых активистов, имевшей связи с ЦРУ, а также созданными и финансируемыми ЦРУ антикастровскими диверсионными группами, состоявшими из кубинских эмигрантов. А Освальд в этой версии был лишь козлом отпущения.

В фильме Стоун так складно и убедительно рассказывает эту историю, что к финалу сложно не поверить, что за смертью Кеннеди не стояло ЦРУ и кубинцы. Кстати, резонанс, вызванный картиной, поспособствовал принятию Конгрессом США Акта о сборе материалов об убийстве президента, в соответствии с которым были опубликованы тысячи документов, касавшихся расследования. Так что можно сказать, что эффект от ленты был в чем-то даже сильнее, чем от самого расследования Джима Гаррисона.

«Игры разума» (2001)


Жизнь лауреата Нобелевской премии по экономике и Абелевской премии по математике Джона Форбса Нэша была интереснее всякого кино. Поступил на работу в Массачусетский технологический институт. Бросил медсестру, с которой у него был роман, после того, как узнал, что она беременна. Встретил колумбийскую красавицу Алисию Лард, на которой и женился. Сошел с ума (врачи поставили ему диагноз «параноиндная шизофрения»). 

Подвергся психофармакологическому лечению. Убежал в Европу. Просил политического убежища в Швейцарии, ГДР и Франции, но не получил и был депортирован обратно в Штаты. Прошел курс инсулиновой терапии. Снова убежал в Европу и снова сошел с ума. Развелся с Алисией. Вернулся к жене, но как друг, снимал у нее комнату больше 20 лет. Затем ему стало заметно лучше, они снова поженились. А совсем недавно погибли в автомобильной катастрофе. Водитель такси, в котором ехали супруги, потерял управление при обгоне и врезался в разделительный барьер. Нэшу было 86, его жене — 82.

Джон Форбс Нэш со своей женой Алисией

В разговоре с писателем и журналистом Дмитрием Быковым незадолго до смерти гениальный математик признался:

«Мое главное научное достижение состоит в том, что я всю жизнь занимаюсь вещами, реально интересующими меня, и ни дня не потратил на занятие всякой чушью». Еще он уверял, что «озарений не бывает, в моем случае задача решена в тот момент, когда поставлена».

Биограф Нэша Сильвия Назар, по мотивам книги которой Рон Ховард снял «оскароносный» фильм «Игры разума» с Расселом Кроу, назвала ленту «далекой от реальности выдумкой, которая, однако, саму суть жизни Нэша передает верно».

Помимо перечисленных выше фактов биографии, из которых большая часть не попала в экранизацию, стоит также назвать еще один: по словам самого Нэша, его никогда не посещали зрительные галлюцинации, только слуховые. Однако именно на зрительных галлюцинациях строится главная сюжетная коллизия фильма Ховарда.

И да: ни на какой Пентагон Нэш тоже, разумеется, не работал.

«К-19» (2002)


В 1961 году на советской подводной лодке К-19, находившейся вблизи побережья США, произошла авария в реакторе, которая превратила подлодку в бомбу с часовым механизмом. Восемь членов экипажа, героически ликвидировав неисправности в системе, погибли от утечки радиоактивного топлива. В 2002 году Голливуд рассказал об их подвиге в фильме «К-19» — очень характерном для Кэтрин Бигелоу кино про мужчин в экстремальной ситуации (можно вспомнить также «На гребне волны» и «Повелителя бури», благодаря которому она стала первой женщиной-режиссером, получившей «Оскар»).

В оригинале у «К-19» есть подзаголовок The Widowmaker («Фабрика вдов»). «Как они могли назвать подводную лодку фабрикой вдов, если большинству из нас только-только исполнилось по 20 лет, и мы даже не были женаты», — недоумевает Юрий Мухин, бывший командир ракетной боевой части К-19. У него, как и его сослуживцев, осталось масса претензий к исторической достоверности картины.

Один из членов экипажа, Николай Карпюк, тезисно перечисляет эти неточности: создатели фильма впихнули в один поход все аварийные случаи на подлодке в 1960-1961 годах. Никакого противостояния между старпомом и командиром не было и никто никому наганом не угрожал. 

Самолеты над К-19 не летали, ни американских кораблей, ни лодок русские не встречали. Также у них не было мысли о том, чтобы кому-то сдаться, высадиться на остров или попросить помощи. Паники не было — никто в воду не бросался и не психовал. И, что также немаловажно, на Северном полюсе подводная лодка не всплывала и сходу лед не пробивала, плюс не было того эффектного футбола на льду.

Не обошлось в фильме и без технических оплошностей: цепи и висячие замки вокруг реактора, включение турбин в тот момент, когда подлодка стоит в сухом доке — лишь некоторые огрехи, на которые обратили внимания моряки.

А вот что приятно поразило подводников, так это игра Харрисона Форда, жесты, движения и манера разговора которого очень напомнила им первого командира К-19 Николая Затеева.

Николай Владимирович Затеев, советский морской офицер, первый командир подводной лодки К-19.

«Кандагар» (2009)


«Кандагар» Андрея Кавуна рассказывает о захвате в 1995 году в Афганистане силами движения «Талибан» русского коммерческого транспортного самолета Ил-76, перевозившего груз патронов под видом гуманитарной помощи для войск «Северного альянса». Экипаж воздушного судна провел в плену 378 дней, что соответствует реальности. Реальности не соответствует количество пленных (на самом деле их было 7, в фильме — 5). Также состав экипажа не был настолько этнически однородным. Создатели фильма не только превратили второго пилота Газинура Хайруллина и бортинженера Асхата Аббязова в русских, но и включили в экипаж вымышленного персонажа украинской национальности Вакуленко в исполнение Богдана Бенюка, тем самым сделав коллектив исключительно славянским.

Люди, знавшие, в каких условиях содержались летчики в плену, удивлялись, что это почти не отражено в фильме — в реальности условия были гораздо тяжелее.

На этом фоне технические неточности не кажутся критическими. Например, то, что экипаж бежал из плена на предельно малых высотах — 50-100 метров, чтобы его не могли запеленговать локаторы талибов; единственное, что выдавало воздушное судно — песчаный вихрь из-под брюха. В фильме же показан набор высоты в несколько тысяч метров.