«007: Спектр»: последний защитник иллюзии демократии
Джеймс Бонд все больше напоминает человека, чьих профессиональных заслуг никто не оспаривает, но за чьей спиной все чаще слышится: «Пора бы ему на покой». В наше время, когда каждая студия может запустить собственную шпионскую франшизу миллионов за сто (что по меркам кинокорпораций давно не деньги), Сэм Мендес решил разыграть консервативную карту и показать Бонда последним защитником западных ценностей. Собственно, каким он всегда был, но теперь в эпоху двойников, подделок и мутаций, стал самым аутентичным и «своим». В этом году случился шпионский бум. Все началось в феврале с «Кингсмена», который явно претендует на роль Бонда для киноманов и модников — одетый на Сэвил-роу, но при этом с современным чувством юмора (рядом с ним агент 007 — старомодный дед, повторяющий один и тот же анекдот) и полный сексуального драйва. Потом Мелисса Маккарти в «Шпионе» пристыдила коллег-мужчин, сыграв едва ли не самого смешного агента в истории кино. В июле Гай Ричи воскресил сериал «Агенты АНКЛ», а Том Круз вернулся в пятой части франшизы «Миссия невыполнима», тоже основанной на старом сериале. То есть оба последних фильма, как и бондиана, совмещают ностальгию с современными технологиями и проблемами. Вы скажете, что все они дети в сравнении с Бондом, на что можно возразить, что присутствие молодых бодрых новичков, отгремевших за предыдущие месяцы, вызывает легкую усталость от шпионской темы, особенно если Главный не показывает, как правильно работать. А у Бонда иногда такой вид, что вспоминается: «Я устал, я ухожу».
Предыдущая часть о Бонде, тоже снятая Сэмом Мендесом, была одной из самых долгих и депрессивных. Агент 007 перестал бегать за красотками и врагами и погрузился в себя, пытаясь найти причину своей неприкаянной жизни. Забавно, что человек, являющийся одним из главных мужских киногероев с 1962 года, не является таким уж примером для подражания. Скорее это бесперспективный мужчина средних лет без шанса получить повышение по службе, завести семью или разбогатеть. То есть у Бонда нет перспективы для перехода на другой уровень — его статус не менялся с 1962 года, он как был убийцей на задании, так им и остался, никакого прогресса.
Мендес сознательно не снял «острый» по проблематике фильм. В «Спектре» главный враг — не путинская Россия, о которой Бонд логично подзабыл после распада СССР, и не международный терроризм, а старый знакомый, то есть человек из собственного прошлого — Оберхаузер, он же Блофелд (Кристоф Вальц). Мендес не сталкивает миры, как это было раньше принято в бондиане — Запад с Востоком или американские ценности с мусульманским экстремизмом. Он закольцовывает конфликт внутри системы, в которой работает Бонд. В «Спектре» само существование подразделения «00» под угрозой — старомодному агенту с его смокингами и сухим мартини не место в мире дронов, интернета и технологического шпионажа. В фильме несколько раз звучит вопрос: «Кому нужна демократия, если при ней каждый террорист с деньгами может протолкнуть в верхние эшелоны разведки своего человека и взорвать систему изнутри?».
При таком ходе событий функция Бонда меняется. Это уже не эгоистичный индивидуалист в яркой машине с экзотической красоткой и новыми гаджетами. Наоборот, гаджеты подвели Бонда, вышли из-под его контроля и подсидели своего хозяина. В «Спектре» Кью (Бен Уишоу) показывает Бонду свои изобретения, но в итоге дает ему только старомодные часы со словами: «Зато они показывают время». Так Бонд из человека, спасающего мир при помощи передовых технологий, превращается в свою противоположность — последнего защитника старого мира, демократии образца второй половины XX века, которой, как показывают события последних лет в реальном мире, больше нет. |