Над златом не чахнут: собиратели самых дорогих и знаменитых украшений
Времена, когда ювелирные коллекции собирали богатые дамы, кажется, ушли безвозвратно. Женщины, они как? Берут то, что понравилось в данный момент, что соответствует настроению или цвету платья (впрочем, Барбара Хаттон, наследница империи универмагов Woolworth, наоборот, подбирала автомобиль под цвет своих изумрудов). Короче говоря, подходят к делу чисто эмоционально. Иное дело – мужчины. В наше время значительные ювелирные коллекции оказались в основном именно в их руках. Мужчины твердо знают, что и сколько стоит. И главное – сколько будет стоить в будущем. Мужчины не привязываются к вещам эмоционально – и готовы с ними расстаться, как только найдут подходящего покупателя. Но начнем мы наш список крупнейших современных ювелирных коллекций все же с женщины.
Фиона Дрюкенмиллер, владелица нью-йоркской галереи FD-Gallery
Самый знаменитый экспонат ее коллекции – статуэтка Будды 15 века, вырезанная из цельного рубина и «замурованная» в прозрачный ящик ювелирами Cartier в 20-е годы прошлого века. Статуэтку, принадлежавшую отцу, вывез из России князь Феликс Юсупов. Фиона готова продать реликвию – но, судя по всему, она останется в галерее надолго. Цена слишком высока.
Статуэтка Будды, 15 век
Браслет работы Cartier в стиле ар-деко с изумрудами и бриллиантами из коллекции Марджори Мерриуэзер Пост продается в галерее за $1,5 млн., занимая место среди не менее прекрасных исторических драгоценностей. Из современных авторов Фиона привечает лишь четырех: JAR, Hemmerle, Bhagat и Wallace Chan. Из молодежи – двух авторов, которых называют «протеже JAR» - Алессандро Саббатини (SABBA) и Надю Моргенталлер.
Брошь с сапфиром и изумрудами
На вопрос, есть ли в ее коллекции что-то, с чем она не хотела бы расставаться никогда, Фиона отвечает быстро и не задумываясь: «Вирен Багат. Его украшения невосполнимы». И это, пожалуй, единственная эмоция, которая озаряет безупречное лицо Фионы.
Браслет работы Cartier в стиле ар-деко с изумрудами и бриллиантами из коллекции Марджори Мерриуэзер Пост
Галерея Stephen Russell
Всего в нескольких кварталах от царства Фионы, чуть дальше по Мэдисон авеню, находится еще одна шкатулка с драгоценностями – галерея Stephen Russell. Стивен и Расселл – это два человека, два друга, познакомившиеся много лет назад во время учебы в университете. Люди неторопливые и добродушные, они влюблены в ар-деко (было бы странно жить в Нью-Йорке и не влюбиться!). В их коллекции подписные украшения тех, чьи имена спустя полвека станут брендами – Cartier, Boucheron, Van Cleef & Arpels. Особая гордость – серьги, которые вице-король Перу подарил танцовщице. История приключений вице-короля достаточно известна, она легла в основу оперетты «Перикола» и новеллы «Карета Святых даров» Мериме. Короче говоря, обещал жениться, а решил отделаться серьгами. Танцовщица серьги не приняла, обиделась. Серьги с изумрудами теперь можно видеть у Стивена с Расселлом.
Серьги из черненого золота с сапфирами, Stephen Russell
Коллекционер Ли Сигельсон
Колье и браслеты из халцедона с сапфирами и бриллиантами Suzanne Belperron для герцогини Виндзорской
Колье из белого золота с аквамаринами и рубинами Verdura for Paul Flato
На вопрос, трудно ли расстаться с такими сокровищами, Сигельсон флегматично отвечает: «Я дилер. Я покупаю вещи не для того, чтобы хранить их вечно у себя, хотя и люблю каждую из них. Будет покупатель – продам». Правда, тут же добавляет: «Цены таковы, что я думаю, они еще долго останутся у меня». Примерно год назад, тем не менее, из коллекции Сигельсона «ушла» знаменитая брошь принцессы Матильды (или «брошь Вандербильдта») в форме розы работы Теодора Фестера.
"Роза Вандербильта", автор Theodore Fester, 1855 г.
Казуми Арикава
62-летний коллекционер из Токио, занимался современным искусством – пока не «заболел» ювелирными украшениями. По его словам, в предельно малой ювелирной форме наиболее емко соединено все: культура, искусство, красота, эмоции, история, мастерство. Для буддиста (а господин Арикава глубоко вовлеченный буддист) это идеал картины мира. Арикава поставил перед собой цель: собрать все лучшее, что было создано цивилизацией в области ювелирного искусства. Начинается коллекция с третьего тысячелетия до нашей эры, заканчивается 50-ми годами прошлого века. Арикава не верит документам и сертификатам – главное для него, чтобы вещь вызывала у него резонанс. Чутье у этого человека поистине фантастическое. Особая страсть – диадемы (их в коллекции больше ста, включая украшения королевских домов Европы) и камеи. Одна из них, с портретом Наполеона, принадлежала самому императору и проследовала с ним на остров св. Елены.
Камея "Голова Медузы", автор Pistrucci, ок. 1844 г.
Кольцо из серебра с резным камнем, Рим, 1 век н.э.
Резная фигурка из камня, Мессопотамия, 3000-летие до н.э. |