Впечатления, 13 ноя 2015, 18:50

Второе дно: что скрывают под собой знаменитые картины

На днях специалисты Третьяковской галереи сообщили, что обнаружили под «Черным квадратом» Казимира Малевича еще два рисунка. Художники часто наносили одну картину поверх другой. «РБК Стиль» вспомнил самые известные полотна с «двойным дном».
Читать в полной версии

Пабло Пикассо, «Синяя комната»


1901 год

 

В моменты вдохновения Пабло Пикассо использовал в качестве холста все, что попадалось под руку, в том числе свои собственные картины. В 2014 году ученые из США объявили, что под полотном «Синяя комната» скрыто еще одно изображение. Впервые предположение относительно этого прозвучало еще в 1954 году. Подтвердить догадку было сложно, пока в девяностых эксперты не начали использовать технологии рентгена для анализа художественных произведений.

 

«Синяя комната»

 

Исследование «Синей комнаты» началось в 2008 году. В итоге ученым удалось получить четкое изображение мужчины, опирающегося на украшенную тремя перстнями руку. По одной из версий, это автопортрет Пикассо, по другой — изображение парижского галериста Амброза Вийяра, который впервые выставил полотна Пикассо в 1901 году.

 

Изображение мужчины, опирающегося на украшенную тремя перстнями руку в рентгеновских лучах

 

«Синяя комната» — не единственное «двойное» произведение Пикассо. Ранее «спрятанные» картины удалось выявить под такими шедеврами художника, как «Жизнь» и «Гладильщицы».

 

 

Рене Магритт, «Портрет»


1935 год

 

 

В 2013 году исследователи из Университета Антверпена рассказали о результатах рентгеновского анализа картины сюрреалиста Рене Магритта «Портрет». Под ней они обнаружили фрагмент другого, считавшегося утраченным полотна художника — «Зачарованная поза».

По мнению ученых, художник остался недоволен своей работой и «закрыл» ее новым изображением. Сохранилась лишь фотография «Зачарованной позы», на которой видны две идентичные обнаженные женщины с увеличенными глазами, носами и ушами.

 

«Портрет»

 

«Зачарованная поза»

 

Ван Гог, «Натюрморт с полевыми цветами и розами»


1887 год

 

«Натюрморт с полевыми цветами и розами»

 

Еще с 80-х годов прошлого века принадлежность этой картины кисти Ван Гога вызывала сомнение. Но несмотря на это, голландский Музей Крёллер-Мюллер приобрел полотно. В экспозиции картину сопроводили табличкой, сообщавшей, что работа лишь приписывается Винсенту Ван Гогу и, возможно, принадлежит кисти «неизвестного мастера конца XIX века». Разрешить сомнения удалось уже в XXI веке немецким ученым. В 2012 году при помощи рентгеновского анализа они смогли увидеть изображение двух борцов, написанных под натюрмортом. И, в отличие от букета, их Ван Гог упоминал в одном из писем своему брату Тео.

 

 

По мнению ученых, голландский художник взял картину с борцами с собой в Париж, когда перебрался к брату. Там он через несколько месяцев написал свой «Натюрморт с полевыми цветами и розами» поверх прежнего полотна. А столь несвойственная Ван Гогу пышность цветов оказалась необходимой, чтобы скрыть борцов.

 

Картинf с борцами

 

Леонардо да Винчи, «Мадонна в скалах»


1483-1508 гг.

 

В 2005 году мир облетело заявление ученых из лондонской Национальной галереи о находке новой работы Леонардо да Винчи. Обнаружить ранее неизвестное изображение художника удалось в процессе рентгеновского изучения картины «Мадонна в скалах», которую мастеру заказали в 1483 году для украшения алтаря собора в Милане. В итоге художник выполнил заказ поверх другого незаконченного эскиза.

Ученые установили, что изначально на холсте да Винчи написал стоящую на коленях женщину с устремленным вниз взглядом и воздетой к небу рукой. По мнению экспертов, художник, возможно, планировал изобразить сюжет преклонения перед младенцем Христом, однако отказался от этой идеи.

Над «Мадонной в скалах» художник работал долго — она украсила алтарь миланской церкви лишь в 1508 году.

 
 

«Мадонна в скалах»

 

 

Николай Ге, «Что есть истина»


1890 год

 

В 2011 году научные сотрудники Третьяковской галереи обнаружили пропавшее полотно Николая Ге «Милосердие». Картина, написанная в 1879 году, спустя 10 лет была «записана» другой — «Что есть истина».

 

«Что есть истина»

 

«Милосердие»

 

О существовании скрытого изображения искусствоведы догадывались давно. На это указывала в своих воспоминаниях и Татьяна Львовна Толстая. «Милосердие» всего однажды было показано публике — на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Полотно подверглось резкой критике, после чего Ге увез его на хутор Ивановский в Черниговской губернии, где он жил. Там картина 10 лет простояла в его мастерской, а после художник создал поверх нее новую работу.

Помимо прохладного отношения к раскритикованному полотну, у Ге был еще один повод закрасить его. Художник никогда не работал на заказ, жил скромно и был вынужден экономить на материалах.