Каникулы за железным занавесом: как СССР рекламировал свои курорты
Открытки с изображениями Москвы и Ленинграда, а также приморских курортов Страны Советов создавались по заказу «Интуриста», основанного в 1929 году. Перед обществом по иностранному туризму в СССР ставилась задача привлечь иностранных путешественников. С этой целью в начале 30-х годов офисы «Интуриста» появились в Англии, Германии и даже в США, на Пятой авеню в Нью-Йорке. Уже в 1934 году СССР посетило 50 тыс. иностранцев — в три раза больше, чем до начала рекламной кампании. Всего же за первые 10 лет работы «Интуриста» СССР посетило более миллиона иностранцев.
* Здесь и далее — предварительная оценка плаката
Плакаты, выполненные в стиле ар-деко, обещали «рай на земле» как на морском берегу, так и на горных склонах. Над некоторыми изображениями работали известные советские иллюстраторы того времени: Сергей Сахаров, Мария Нестерова, Николай Жуков. Чаще других на плакаты попадали пейзажи Крыма и Одессы, продвигались и круизы по Волге, а также путешествия по Армении и Военно-Грузинской дороге. «Интурист» предлагал фиксированные маршруты по советским республикам, чтобы была возможность контролировать группы иностранных туристов.
Стартовая стоимость плакатов колеблется от $800 до $3000, а вся выставленная на торги коллекция оценивается в $25 тыс. По словам президента Swann Galleries Auction Николаса Д. Лоури, советские туристические плакаты «выгодно отличались жанровым разнообразием».
«В 1920-1930-х годах большинство европейских туристических плакатов выпускались железнодорожными или круизными компаниями, чтобы продать места на своих турах. Советские плакаты продвигали СССР в целом. Это было формой внешней пропаганды, способствовавшей улучшению имиджа страны. Это было нужно еще и для того, чтобы после Первой мировой войны и революции привлечь в страну твердую зарубежную валюту. И СССР в этом преуспел», — отметил Лоури.
|