Впечатления, 23 дек 2015, 15:00

Фандорин победил антиутопии: 10 самых продаваемых книг 2015 года

Самой продаваемой книгой 2015 года стал сборник «Планета вода» Бориса Акунина о новых приключениях Эраста Фандорина. «РБК Стиль» составил рейтинг самых популярных книг года на основе данных о продажах, предоставленных крупнейшими издательствами страны.
Читать в полной версии
Фото: пресс-материалы

«РБК Стиль» составил рейтинг продаж художественной литературы на основе данных, предоставленных крупнейшими российскими издательствами. Самой продаваемой книгой года оказалась «Планета вода» Бориса Акунина. В рейтинге учтены все книги, вне зависимости от года выпуска.

1-е место

Продано 168 000 экземпляров

 

Борис Акунин «Планета вода»

Издательство: «Захаров», 2015 год

 

2-е место

Продано 118 445 экземпляров

 

Грегори Дэвид Робертс «Шантарам»

Издательство «Азбука», 2010 год

 

 

 

3-е место

Продано 107 000 экземпляров

 

Энди Вейер «Марсианин»

Издательство: АСТ, 2014 год

 

4-е место

Продано 103 321 экземпляров

 

Джон Грин «Виноваты звезды»

Издательство АСТ, 2013 год

 

 

 

5-е место

Продано 97 459 экземпляров

 

Дмитрий Глуховский «Метро 2035»

Издательство АСТ, 2015 год

 

6-е место

Продано 87 913 экземпляров

 

Джоджо Мойес «До встречи с тобой»

Издательство «Иностранка», 2013 год

 

 

7-е место

Продано 85 000 экземпляров

 

Джордж Оруэлл «1984» 

Издательство АСТ, 2013 год

 

8-е место

Продано 74 142 экземпляров

 

Харпер Ли «Убить пересмешника…»

Издательство АСТ, 2014 год

 

 

 

9-е место

Продано 69 483 экземпляров

 

Джеймс Дэшнер «Бегущий в лабиринте»

Издательство АСТ, 2013 год

 

10-е место

Продано 65 285 экземпляров

 

Донна Тартт «Щегол»

Издательство Corpus, 2014 год

   

 

 

Борис Акунин в очередной раз «воскресил» своего самого популярного героя Эраста Фандорина. И хотя критики восприняли сборник, состоящий из трех историй, прохладно, это не помешало ему стать самой продаваемой книгой года. Он занял первое место в рейтингах многих офлайн- и онлайн-магазинов, в частности в «Москвском Доме книги», на сайте litres.ru, второе место в сети магазинов «Республика».

«Планета вода» обещает стать «предпоследней» в цикле книг о безупречном сыщике. В первой истории Фандорин, переквалифицировавшись в искателя сокровищ, путешествует по островам Карибского моря и заодно заезжает в Англию, чтобы расследовать дело о погибших здесь девочках-подростках. Во второй ему предстоит разобраться с убийством монахини в русской глуши, а в финальной – отправиться в Польшу, где преступники разорили почтовый вагон местного банка, убив почти всех сопровождающих.

Сам Акунин первую повесть назвал «технократической», вторую «ностальгической», а последнюю и вовсе «идиотической». Действие всех трех разворачивается в 1902-1912 годах. Всего же за этот год было продано 297 тысяч экземпляров из серии «Приключения Эраста Фандорина», которая включает в себя уже 14 книг.

 

 

Книга появилась в продаже еще в прошлом году, однако активно покупать ее стали лишь после выхода одноименного фильма Ридли Скотта с Мэттом Деймоном в главной роли, премьера которого состоялась 11 сентября 2015 года.

Однако роман, ставший одним из главных научно-фантастических бестселлеров, любопытен не только в контексте фильма. Книга представляет собой опрокинутую в космос робинзонаду: космическая миссия по ошибке оставляет инженера и биолога Марка Уотни одного на Марсе. Связи с Землей нет, ресурсы на исходе, но есть жилой модуль, в котором герой выращивает картошку, в результате химических экспериментов добывает пресную воду и настраивает солнечные батареи. Кроме того, «Марсианин» – это еще и коммерческий хит, выросший из любительского портала. Свой дебютный роман Вейер бесплатно публиковал на своем сайте, а потом начал продавать через Amazon за $1.

 

 

Газета Wall Street Journal уже назвала американского писателя Джона Грина провозвестником «золотой эры современной реалистической подростковой беллетристики», которая вытеснила-таки с книжных полок копирующие друг друга антиутопии и саги о вампирах. За прошедший год было продано больше 103 тысяч экземпляров его романа «Виноваты звезды». Кроме того, книга заняла первое место в рейтинге электронной библиотеки MyBook.

Опубликованный в 2012 году роман Грина выглядит чересчур сентиментальным – порой до приторности. Это довольно мрачная сказка про любовь двух подростков, медленно умирающих от рака. По счастью, Грин не так уж активно спекулирует на теме смерти, как того можно было бы ожидать от осовремененной вариации «Ромео и Джульетты». Однако в школах американского округа Риверсайд в штате Калифорния книгу все-таки запретили, чтобы не тревожить подростковые умы излишней драматичностью.

 

 

Дмитрий Глуховский, как и Борис Акунин, попадает в рейтинги самых продаваемых книг едва ли не с каждым новым произведением. Первый роман его трилогии о выживших после атомной атаки москвичах, которые вынуждены обживать катакомбы метрополитена и оборонять их от оставшихся наверху мутантов, появился в 2005 году. Буквально сразу после выхода он породил целую вселенную видеоигр, комиксов и фанатских подражаний. Разумеется, продолжение главной антиутопии нулевых тоже имело коммерческий успех. Книга стала рекордсменом сразу в нескольких категориях. В день её презентации в магазине «Москва», автор побил абсолютный рекорд по количеству подписанных книг, поставив автограф на 750 экземплярах. Интернет-магазин Ozon.ru назвал ее победителем Книжной премии Рунета.

«Метро 2035» стало чем-то вроде «Теллурии» Владимира Сорокина, адаптированной для подростков. Некогда цельный подземный мир раскрошился: станции метро превратились в автономные государства с ярко выраженным идеологическим окрасом (на красной ветке обосновались сталинисты, «Библиотеку имени Ленина» захватили интеллектуалы, а «Пушкинскую» и «Тверскую» – фашисты).

Мутанты и неведомые чудища, которых Глуховский называет «черными», отошли в сторону. Теперь выжившие воюют между собой, осваивают методы пропаганды и дезинформации. Героическое фэнтези о мире после конца света, таким образом, превратилось в грубую сатиру на герметичное российское общество, поделенное на «рукопожатных» и «нерукопожатных». Впрочем, такое осовременивание художественной реальности трилогии пошло последнему роману Глуховского только на пользу. 

 

 

Роман английской журналистки Джоджо Мойес, которая два раза получила британскую премию Ассоциации романтических новеллистов, в первые месяцы после выхода в 2013 году разошелся в Британии тиражом в полмиллиона экземпляров, а права на экранизацию книги уже купила киностудия Metro-Goldwyn-Mayer.

Это выбивающая читательскую слезу история обычных людей, встретившихся в необычных обстоятельствах. Она – официантка, которая после увольнения вынуждена устроиться сиделкой и присматривать за инвалидами. Он – парализованный после аварии мотоциклист, всерьез задумывающийся об эвтаназии. Такие книги, конечно же, не дотягивает до остросоциального романа, но находят читателя среди желающих прочесть выразительную сказку о воле к жизни.

 

 

Лучшая, пожалуй, антиупотия в истории литературы всегда были в цене. Вероятно, потому что реальность, описанная в ней, похожа примерно на все тоталитарные режимы одновременно. Лозунги «Война – это мир» и «Свобода – это рабство», постоянные поиски врагов и двухминутки ненависти, прошлое, которое то и дело корректируется в угоду партии, сложно воспринимать только лишь как литературную страшилку, особенно в современном политическом контексте. В этом году роман Оруэла стал вторым среди самых продаваемых художественных произведений в «Московском Доме книги» и пятым в сети магазинов «Республика».

 

 

Что подтолкнуло спрос на хрестоматийную книгу «Убить пересмешника…», которую в большинстве американских школ уже лет 50 преподают как безукоризненный и ироничный роман воспитания, в общем, понятно. В феврале этого года неожиданно нашелся неизданный роман «Пойди поставь сторожа» с повзрослевшими персонажами из главной и до тех пор единственной книги Харпер Ли. На фоне шумихи вокруг новинки за год было продано более 74 тысяч экземпляров классического «Пересмешника».

«Пойди поставь сторожа» – это собственно черновик к нему, который больше полувека назад зарубил редактор, посоветовавший автору для притчи о расизме взять в герои ребенка. Считавшуюся утраченной рукопись нашла и издала адвокат Харпер Ли Соня Картер. Это история 26-летней Джин-Луизы Фитч, которая возвращается в родной город и обнаруживает, что её великодушный отец – до карикатурности честный адвокат – за эти годы стал расистом и сторонником сегрегации. Правда, в России роман, обогнавший по продажам в Америке скандальные «Пятьдесят оттенков серого», был встречен скромней. Всего за год было продано 37 с лишним тысяч экземпляров.

 

 

Виною популярности «Шантарам» (а он входит в список бестселлеров с 2010 года, когда был впервые издан на русском языке) можно назвать двойственную природу книги. С одной стороны, «Шантарам» – это исповедь, написанная на тюремных нарах. С другой, авантюрный роман, который на самом деле и романом-то не назовешь, – слишком много точек пересечения с судьбой самого Робертса.

Самым занятным в книге оказываются не прямые включения из индийских трущоб, не философские диалоги и даже не мафиозные разборки, а сам автор. Он действительно, сбежав в 1980-х в Индию из австралийской тюрьмы, поселился в трущобах, как и его герой, работал на местную мафию, параллельно спасая бедняков во время эпидемии холеры, съездил повоевать в Афганистан и написал книгу о своих приключениях. В итоге, получились, конечно, не мемуары, но роман с серьезной документальной основой.

 

 

«Бегущий в лабиринте» - ещё одна антиутопия для подростков, напоминающая все «Голодные игры» разом, о которой вспомнили после выхода одноименного фильма в сентябре 2014-го. Хотя любительский перевод романа начал гулять по сети задолго до официального издания книги.

В книге группа подростков со стертой памятью вынуждена жить в замкнутом поселении Глэйд, которое со всех сторон окружено лабиринтом с движущимися стенами. За два года вырваться из лабиринта не смог никто, зато беглецы успели познакомиться с гриверами -- полукиборгами, получудищами, штурмующими Глэйд по ночам. Чтобы выжить и выбраться наружу, им придется вспомнить всё, что ранее стерли из их памяти. 

 

 

Вышедшего на русском языке в конце прошлого года «Щегла» англоязычная критика почти сразу прозвала «великим американским романом». Интернет-магазин Amazon объявил его «Книгой года», а Донна Тартт стала лауреатом Пулитцеровской премии. После череды опутавших роман хвалебных рецензий в России за прошлый год было продано более 65 тысяч экземпляров книги. На 800-страничный монолит, соединивший в себе семейную сагу с плутовским романом и триллером, у Донны Тартт ушло в общем сложности десять лет. В итоге, получилось многосложное литературное полотно о метаниях сироты Тео, который при взрыве в музее теряет мать и нечаянно утаскивает с собой картину ученика Рембрандта -- собственно «Щегла».