Лучшие спектакли «Золотой маски»
Подготовка к «Золотой маске» в этом году сопровождалась чередой скандалов. От участия в фестивале отказались некоторые известные режиссеры, в частности художественный руководитель «Гоголь-центра» Кирилл Серебренников и Константин Богомолов. Они, в частности, были недовольны порядком формирования и составом жюри конкурса. Тем не менее, в программе фестиваля осталось много ярких и интересных постановок.
На «Золотую маску» претендуют две солистки, а также руководитель и главный дирижер постановки Теодор Курентзис, снискавший славу лучшего в России исполнителя Моцарта. «Дон-Жуан» завершает проект «Трилогия Моцарта — Да Понте в Перми», причем две первых части — «Так поступают три женщины» и «Свадьба Фигаро» уже получили по «Золотой маске».
Многие театральные критики прогнозируют, что «Дон-Жуана», скорее всего, ждет та же судьба, несмотря на довольно жесткое режиссерское решение (а может и благодаря ему). Ключевой образ этой постановки — стеллаж с манекенами, на фоне которых главный герой выглядит не безжалостным соблазнителем, а живым, теплым и страдающим. Это очень современный Дон-Жуан, причем увиденный женскими глазами.
Оба сочинения — неоконченная опера-буфф «Оранго» и одноактный балет «Условно убитый» Шостаковича — память о тридцатых, о том времени, когда «слово гражданин начало уже теснить привычное слово товарищ», как писали Ильф и Петров. Оперу «Оранго» Шостакович так и не закончил, возможно потому, что сюжет о создании «нового человека» путем скрещивания человеческого индивида с обезьяной в изменившейся политической ситуации стал неуместен. пресс-служба Театра оперы и балета им. П.И. Чайковского «Условно убитый» был поставлен в СССР только один раз, в 1931 году, в Ленинградском мюзик-холле, с Леонидом Утесовым и Клавдией Шульженко в главных ролях. В пермском театре тщательно воссоздали не только стиль, но и дух эпохи с ее пафосом созидания, внутренним напряжением и фарсовыми ситуациями.
Следуя закону, в БДТ из лучшей пьесы Вырыпаева удалили весь мат. Многие считают, что она стала хуже, потому что из русской речи, как из песни, некоторых слов не выкинешь. И еще потому, что только таким, неподцензурным языком люди решаются говорить о своем горе, страхе, вере и обо всем том, что обычно не показывают окружающим, пока не напьются в хлам. пресс-служба Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова «Мы напились и признались себе в том, в чем не можем признаться на трезвую голову», — говорит один из героев. Режиссер поместил действие в пространство, напоминающее боксерский ринг, да еще и с наклонным полом, так что шатающиеся герои падают на перила, как боксеры в состоянии грогги. Или как заключенные, которые не могут покинуть тюремный двор.
Впервые этот балет был показан на дягилевских сезонах в Париже в 1927 году. Сергей Дягилев хотел показать современную русскую жизнь, поэтому по сцене шатались бабы с мешками и поросятами под мышкой и маршировали революционные матросы. Хореографу Кириллу Симонову, чтобы выпустить на сцену современные нравы, пришлось полностью изменить сюжет: мешочников и комиссаров сменили служащие офисов, переживающие любовную драму под «музыку машин».
Спектакль Юрия Бутусова, как всегда, на горячую тему. Что бы ни ставил нынешний худрук театра Ленсовета, «Трех сестер» или «Бег», можно не сомневаться, что это будет о сегодняшнем дне. «Кабаре Брехт» — спектакль о художнике, собранный из его музыки и текстов, его высказываний и фактов биографии. Но, как говорит сам режиссер, Брехт без определенной политической позиции просто невозможен. пресс-служба театра им. Ленсовета «Кабаре Брехт» — это антивоенный спектакль. Но одних он подкупает четко выраженной гражданской позицией, а других — просто тем, что в нем много драйва, музыки и юмора.
«Снег идет, густой-густой, в ногу с ним, стопами теми, в том же темпе, с ленью той, или с той же быстротой, может быть, проходит время?». В одноактном балете британского хореографа Дагласа Ли есть все то, что упомянуто в пастернаковском стихотворении: и лень, и нега, и ощущение чуда, которое возникает, когда откуда-то сверху падают густые белые хлопья.
Знаток творчества Мейерхольда Валерий Фокин восстановил легендарный спектакль, над которым великий реформатор сцены работал шесть лет и выпустил в 1917 году, накануне гибели не только императорского театра, но и всей Российской империи. Спектаклю была суждена долгая жизнь — он продолжал идти и после того, когда его создателя не стало. Мейерхольда расстреляли в 1940-м, а «Маскарад» сняли с репертуара только два года спустя. пресс-служба Александринского театра Работу над этой постановкой Фокин называет «экспедицией в прошлое»: воспроизведены и костюмы Головина, над которыми художникам нынешней Александринки пришлось немало потрудиться, и отдельные мизансцены, и голосовые партитуры. Но здесь реконструкция похожа скорее на взмах волшебной палочки, заставляющий персонажей «Маскарада» выйти из стеклянных музейных витрин, чтобы вновь начать двигаться, разговаривать и чувствовать.
У каждой эпохи есть своя утопия. В 1960-х это был Новосибирский Академгородок — идеальный научный центр, построенный в лесу, среди сосен, на берегу чистого моря, город будущего, в котором жили особенные люди. Спектакль, сочиненный драматургом Вячеславом Дурненковым и режиссером Семеном Александровским, развенчивает эту «последнюю советскую утопию». Он рассказывает о том, как идеальный мир рухнул, после того как сорок шесть новосибирских ученых подписали письмо в защиту четырех московских диссидентов. |