Средство от депрессии: новый альбом Игги Попа
В массовом сознании 68-летний Джеймс Остерберг, более известный как Игги Поп, представляется неугомонным бесом рок-н-ролла, который неистово скачет по сцене с голым торсом и изображает секс с колонками. Эдаким куликовским Человеком-собакой от рок-музыки — радикальным акционистом, который растянул свой перфоманс почти на полвека. «Да, я дикий мужчина, я дикий мужчина, яйца, табак, перегар и щетина», — как пела группа «Ленинград». Нельзя сказать, что это представление совершенно ошибочно. Действительно, американский рок-патриарх, без грязных песен и буйных концертов которого не было бы ни панка, ни гранжа, поражает прежде всего излучаемым зарядом витальной энергии, не ослабевающей со временем. Как и 43 года назад, во времена «Raw Power» (самого известного альбома рокера, записанного с группой Stooges) Игги Поп и его песни — это сырая сила и первозданная мощь.
Вечный животный магнетизм Игги Попа, его самсоновской длины волосы и атлетический рельеф пресса, апокрифы о провокационных выходках на концертах отвлекают от другой стороны его великого таланта. Поп, когда-то вдохновлявшийся при сочинении песен работами Филиппа Гласса и Мишеля Уэльбека, — вообще-то умница и интеллектуал, мастер перевоплощений под стать Дэвиду Боуи, с которым он записал свои первые и лучшие сольные альбомы «The Idiot» и «Lust for Life».
Обложка нового альбома «Post Pop Depression»
Воспоминания о Дэвиде Боуи постоянно всплывают во время прослушивания нового альбома Игги Попа «Post Pop Depression». Эту пластинку, записанную в начале прошлого года, до внезапной смерти Боуи, уже успели засчитать музыкальным приношением неугомонного рокера своему другу и бывшему продюсеру, хотя Поп в прямую об этом не говорил. Из объемной дискографии рок-патриарха, в которой встречается и смурной прото-электро-поп, и псевдоджаз на французском, и кавер-версии The Beatles, «Post Pop Depression» лежит ближе всего к минималистскому нью-вейву «The Idiot» и «Lust for Life», при том что продюсером Игги Попа в этот раз выступил человек, которого с Боуи и вообще британской рок-традицией мало что связывает. Второй главный человек на «Post Pop Depression» — ясный сокол современного хард-рока Джош Хомме, а компанию ему составили музыканты из Dead Weather и Arctic Monkeys. В тайне собравшаяся и записавшаяся на свои деньги супергруппа заиграла тяжелый танцевальный рок, который несмотря на экивоки в сторону арт-хитов Дэвида Боуи в большем долгу перед группой Kiss.
Умный и ироничный «Post Pop Depression» — родственник «The Idiot» и «Lust for Life» не по звуку, а по духу. На альбоме Игги Поп, долгие годы потрясавший людей естеством и обожающий по-звериному бродить босиком и полуголым, совершенно по-боуиевски выходит на театральные подмостки и примеряет маску. По словам певца, песни на новом альбоме, как обычно полные едкой критики общества спектакля, потребления и бессмысленной конкуренции, написаны от лица уставшего от долгой службы вояки. Герой Игги Попа, американский ветеран, грезит о заслуженной Вальхалле, но как старый гриф-стервятник, который знает, что по чем, понимает, что черта с два, а не каникулы в раю. Жизнь не воздает по заслугам, она только жестоко наказывает за ошибки. Впрочем, не стоит вестись на смурное начало пластинки, размышляющей о неминуемой смерти, траурную черноту оформления обложки и заявления певца о том, что это, возможно, его последняя запись. Философия Игги Попа тем и хороша, что не предполагает приступов депрессии. В любой ситуации рок-ветеран предлагает продолжать драться, не забывая о разгульных пирушках в перерывах между раундами. «When you get to the bottom, you're near the top» — одаривает Игги Поп слушателя витальным парадоксом под занавес альбома, а в финальной «Paraguai» и вовсе устраивает ему небольшую порку, чтобы тот очнулся, отодвинул «е*аный лэптоп» и начал жить.