Рок-звезда с топором: Кончаловский превратил Достоевского в мюзикл
История у этого проекта почти такая же длинная, как у мультфильма Норштейна «Шинель». Она тянется больше тридцати лет, поэтому объективно оценивать его сложно. Идея поставить рок-оперу по роману Достоевского «Преступление и наказание» возникла у режиссера Андрея Кончаловского еще в 1979 году. Вместе в Марком Розовским (автором сценария кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетера») и Юрием Ряшенцевым (автором всех текстов песен в этом фильме) он сочинил либретто рок-оперы. Композитор Эдуард Артемьев получил задачу написать к нему музыку. А дальше все рассыпалось. Кончаловский уехал в Америку на десять лет, проект завис на неопределенное время, но работа над ним не прекращалась. В 2007 году вышел диск с оперой Артемьева «Преступление и наказание», спустя два года он прозвучал по радио «Орфей» и собрал хорошие отзывы. Но постановка так и не была начата. Когда Кончаловский наконец к ней приступил, те молодые люди, для которых она когда-то задумывалась, стали пенсионерами. «И нам пришлось думать, как сделать спектакль для нового поколения», — объяснил режиссер в одном из своих выступлений накануне премьеры.
Сцена из спектакля (пресс-служба Театра мюзикла)
Сцена из спектакля (пресс-служба Театра мюзикла)
Новое поколение, как правило, романа Достоевского не знает, и постановка по Кончаловскому должна была восполнить этот пробел. Отчасти ей это удалось — томик «Преступления и наказания» продается в фойе в антракте и расходится на ура. Сюжет романа, осложненный боковыми линиями и второстепенными персонажами, которые сами по себе тянут на отдельный спектакль, здесь спрямлен до любовной истории — не совсем простой, конечно, с убийством, но какая же любовная история без насильственной смерти? Топор-убийца сначала висит в воздухе, подсвеченный, как деревья на московских бульварах, а потом обрушивается на голову старухи-процентщицы. В спектакле она превращена в бандершу, которая скупает краденое, дает деньги под залог паспорта, да и на счетчик может поставить.
Характер Раскольникова за тридцать лет тоже несколько раз менялся. Артемьеву даже пришлось переписывать музыку, потому что режиссер хотел сделать Родиона Романовича более жестким. На фоне ежедневных новостей о захватах городов, бомбежках и терактах убийство старушки уже не производит нужного впечатления, поэтому в Раскольников здесь — не просто бунтарь-одиночка, а революционно настроенный рэпер. Под кроватью у него сложены стопкой «Капитал» Маркса, томик Ницше и «Майн Кампф», а на стене висит плакат «Ленин-гриб», привет из девяностых.
Ефим Шифрин (Порфирий Петрович) и Александр Казьмин (Раскольников) (пресс-служба Театра мюзикла)
Сенная площадь, на которой происходит большая часть событий, в первой части спектакля выглядит как в те годы, на которые указывает плакат — бомжи, проститутки, уличные певцы. Когда на ней появляется спецназ с дубинками и пластиковыми щитами, становится понятно, что действие переместилось в более близкое к нам время. По замыслу режиссера, Сенная символизирует Россию. Когда-то при Некрасове и Достоевском тут били кнутом крестьянку молодую, а сейчас хлещут лошадь, которая никак не может сдвинуть с места тяжелый воз с запрыгнувшим на него народом.
Станислав Беляев (Раскольников) - Мария Биорк (Сонечка Мармеладова) (пресс-служба Театра мюзикла)
При постановке опера сократилась на треть: исчезла Катерина Ивановна, супруга отца Сонечки, а сам Мармеладов получился довольно невнятным типом. Нет картины наводнения, которая завершает оперу Артемьева. Сокращен дуэт Раскольникова и Сони. Сам композитор с сокращением согласен — законы восприятия не позволяют держать публику в напряжении три с половиной часа. Но работа над постановкой продолжается, несмотря на то, что премьерные спектакли уже прошли, и, вполне возможно, через пару месяцев образ Раскольникова станет немного другим. Ведь так не бывает, чтобы у главного героя оперы не было ни одной лирической арии.