Театр Васильев, Доннеллан, Лепаж: что смотреть на Чеховском фестивале
Театр
Васильев, Доннеллан, Лепаж: что смотреть на Чеховском фестивале
Сцена из спектакля «Зимняя сказка» (театр «Чик бай Джаул», Лондон)
© chekhovfest.ru
24 мая в Москве уже в 13-й раз откроется Чеховский театральный фестиваль. В этом году в его программе несколько десятков постановок. «РБК Стиль» отобрал шесть из них, которые не стоит пропускать.

«Волшебная флейта» (театр «Комише опер», Берлин)

Когда: 24–26 мая
Где: Большой театр (Новая сцена)

Представьте себе спектакль, в котором из мультфильма вдруг выходят живые актеры, чтобы через пару минут вновь исчезнуть, вернее, раствориться в глубине сцены, или превратиться в черные силуэты, или прыгнуть на экран и продолжать игру в качестве персонажей черно-белого кино. Примерно так выглядят постановки лондонской труппы «1927», которую в Москве неплохо знают — британцы привозили на Чеховский фестиваль два спектакля: «Животные и дети занимают улицы» и «Голем». Труппа, начинавшая с выступлений в лондонских кабаре, в этом году работает с берлинской «Комише опер» — ее основатель, актриса, писательница и режиссер Сьюзан Андрейд и художник-аниматор Пол Бэррит стали авторами идеи и соавторами постановки «Волшебной флейты». Пожалуй, это тот случай, когда театральный язык идеально соответствует смыслу произведения. Критики дружно называют спектакль чарующим.

 

 

«Зимняя сказка» (театр «Чик бай Джаул», Лондон)

Когда: 2–6 июня
Где: Театр им. Пушкина

Англичанин Деклан Доннеллан — один из режиссеров, которых на Западе называют «русскими». Он часто бывает в нашей стране, много работает с русскими актерами, а в Театре им. Пушкина еще недавно шла «Мера за меру» в его постановке. «Зимнюю сказку» вместе со своим постоянным партнером, сценографом Ником Ормеродом, Доннеллан в 1997 году поставил в Малом драматическом театре, куда был приглашен Львом Додиным. Прошло 20 лет, и спектакль о потерях и утратах, которые переживает каждый человек, конечно, будет совсем другим. Хотя Деклан Доннеллан никогда не был сентиментальным — его постановки всегда наполнены стремительным действием, точны, изящны и ироничны.

 

 

«Лукреция Борджиа» (театр «Комеди Франсез», Париж)

Когда: 21–24 июня
Где: МХТ им. Чехова

После того, как его пьесу «Король забавляется» запретили к постановке, Виктор Гюго за две недели написал другую — «Ужин в Ферраре» — и только накануне премьеры неожиданно переименовал ее в «Лукрецию Борджиа». С современной точки зрения это типичная мелодрама: внебрачная дочь папы римского, в раннем детстве ставшая для отца и брата картой в политической игре, и безжалостная отравительница, добившаяся высшей политической власти, гибнет от руки собственного сына, не подозревающего о родстве. У Лукреции действительно был сын, но историю с матереубийством французский писатель придумал, чтобы покруче завернуть сюжет. «Сделайте чудовище матерью, — писал он в предисловии к своей пьесе, — и чудовище, вызывавшее страх, вызовет сострадание, и эта безобразная душа станет почти прекрасной в ваших глазах».

Дени Подалидес, французский режиссер греческого происхождения, поставивший драму Гюго в «Комеди Франсез», решил, что эта пьеса требует гротеска, преувеличения, поэтому отдал роль Лукреции мужчине, выпускнику парижской консерватории Гийому Гальенну, роль ее сына отдал актрисе, выпускнице парижского института восточных языков Сулиан Брахим, и ввел в спектакль элементы итальянской комедии дель арте. На сайте театра можно посмотреть видеозапись эффектной первой сцены, в которой люди в карнавальных масках рассказывают о том, как два брата Лукреции убивали друг друга, соперничая за ее любовь. А еще обратите внимание на роскошные в своей мрачности костюмы — их создал парижский кутюрье Кристиан Лакруа.

 

 

«Поле битвы» (театр «Буфф дю Нор», Париж)

Когда: 28–30 июня
Где: Театр Наций

Прежде чем попасть в Москву, спектакль Питера Брука совершил длинное путешествие — мировое турне началось в Сингапуре и закончилось в Нью-Йорке. Но если считать не в километрах, а в годах, путешествие будет очень, очень длинным — спектакль по мотивам древнеиндийского эпоса «Махабхарата» французский режиссер впервые поставил в 1985 году. Тот спектакль уже стал легендой — он шел девять часов, а на его подготовку ушло десять лет. Актеры подолгу жили в Индии, Пакистане, в отдаленных деревушках Гималаев, читали древние тексты и занимались медитацией, чтобы приблизиться к пониманию древнего произведения о вражде между двумя семействами, которые борются за власть. «Поле битвы» начинается там, где заканчивалась «Махабхарата» — на обагренном кровью сотен тысяч людей поле — и идет всего 75 минут. За 30 лет, которые разделяют две постановки, Питер Брук достиг совершенной простоты, а поле битвы, которая идет в современном нам мире, стало шире.

 

 

«887» (компания «Экс Макина», Квебек)

Когда: 4–7 июля
Где: Театр Наций

Те, кто видел хотя бы один спектакль Робера Лепажа, с нетерпением ждет следующего. На этот раз канадский режиссер покажет на сцене Театра Наций, где идет его «Гамлет» с Евгением Мироновым, самую личную из всех своих постановок, потому что рассказывает в ней о самом себе, своем детстве, школьных экзаменах, отношениях с отцом, бывшим военным, который был вынужден стать простым шофером. То есть обо всем том, что человек обычно держит в себе и доверяет только близким друзьям. Название спектакля — это номер дома на авеню Мюррей в канадском Квебеке, где прошло детство режиссера. Оно обозначает мир, в который он возвращается в своих мыслях. От спектаклей Лепажа, постановщика шоу Цирка дю Солей, всегда ждешь каких-то технических чудес, и здесь они тоже будут. Режиссер привезет дом своего детства с собой, в нем будут загораться и гаснуть окна и появляться люди, оживающие в воспоминаниях рассказчика.

 

 

«Старик и море» (автор и режиссер постановки Анатолий Васильев)

Когда: 19, 20 июля
Где: Театр им. Вахтангова

Анатолий Васильев
© chekhovfest.ru

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Юрия Любимова — создателя легендарной Таганки. Три человека, каждый из которых был тесно связан с великим «творцом протеста», — режиссер Анатолий Васильев, актриса Алла Демидова и композитор Владимир Мартынов — решили отметить этот юбилей спектаклем по повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». И стариком, и морем в нем будет Алла Демидова. Это ее моноспектакль. Режиссером выступил Анатолий Васильев, а Владимир Мартынов написал к спектаклю музыку. Постановка должна стать событием московской театральной жизни, ведь Васильев ничего не ставил в столице лет пятнадцать, а Алла Демидова умеет в одиночку держать большой зал в напряжении. Сюжет повести напоминает о той борьбе, которую Юрий Любимов долгие годы вел за то, чтобы Таганка оставалась «островом свободы в несвободной стране».