Театр «Великий шарлатан»: чего боялся и о чем мечтал Сергей Дягилев
Театр
«Великий шарлатан»: чего боялся и о чем мечтал Сергей Дягилев
На днях исполнилось 145 лет с рождения создателя знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева. «РБК Стиль» вспомнил факты из жизни выдающегося импресарио, которого одни называли «Петром Великим», а другие — «орлом, душившим маленьких птичек».

I

Сергей Дягилев родился в богатой дворянской семье. Но когда ему исполнилось 18 лет, близкие будущего импресарио разорились и лишились всего, вплоть до музыкальных инструментов. Сам Дягилев на протяжении всей жизни поддерживал легенду, что является потомком Петра I. В уже зрелом возрасте он утверждал, что подобно своему предку, «прорубил окно» в Европу и предъявил миру подлинный лик России — прекрасный и грозный.

Валентин Александрович Серов. «Портрет Сергея Дягилева», 1904
© wiki

II

Сергей Дягилев был противоречивой личностью. Композитор Клод Дебюсси говорил, что очарование создателя «Русских сезонов» способно оживить камень. А танцовщик Вацлав Нижинский, напротив, отзывался о Дягилеве как о тиране и «орле, душившем маленьких птичек». Импресарио мог заставить людей работать на себя, а спонсоров — оплачивать постановки. При этом Дягилев не терпел чужого вмешательства в свои проекты и часто находился в состоянии конфликта даже с самыми близкими людьми.

III

Исчерпывающую характеристику самому себе Сергей Дягилев дал уже в возрасте 23 лет. «Я шарлатан, притом исполненный блеска, великий чародей, нахал; человек, обладающий большой долей логики и малой — щепетильности, человек, удрученный, кажется, полным отсутствием таланта. Кстати, видно, я нашел свое истинное призвание: меценат. Для этого у меня всего есть в достатке, кроме денег, но это придет со временем!» — писал создатель «Русских сезонов».

VI

Если в 1905 году Сергей Дягилев пил шампанское за успех революции, то в 1917-м его отношение к происходившим на родине событиям было уже совершенно иным. Импресарио был антикоммунистом и вскоре после прихода к власти большевиков растерял все свои российские связи. Мечтой Дягилева было показать постановки «Русских сезонов» в России, но ей так и не суждено было сбыться. С мыслью вернуться в СССР Дягилев тоже расстался после того, как один из его братьев в 1927 году был отправлен на Соловки.

V

Сергей Дягилев был гениальным, как сказали бы сегодня, «пиарщиком». Если пресса уделяла недостаточно внимания его постановкам, он сам брался за дело. Так, чтобы подогреть интерес к балету «Послеполуденный отдых фавна», Дягилев придумал «утечку» частных телеграмм между Нижинским и Дебюсси. Их тексты охотно напечатала газета Daily Mail, мгновенно подогрев интерес к постановке.

VI

Дягилев всегда следил за тем, чтобы выглядеть безупречно. Фрак и монокль сидели на нем безукоризненно, а кроме них поддерживать образ денди ему помогали цилиндры, шуба с бобровым воротником, визитки и трости. Кроме того, еще в молодости он получил прозвище «шиншилла» из-за седой пряди, оставленной в густо выкрашенных в черный цвет волосах.

VII

Сергей Дягилев отличался колоссальной работоспособностью. Открывая «Русские сезоны» в театре Шатле, он просиживал по три рабочие смены подряд, отдавая распоряжения и входя во все подробности. Пока Фокин в гостиничном номере грыз сухую булку с партитурой «Петрушки» в руках, Дягилев в обществе пресс-агентов обеспечивал успех балету, который еще даже не был до конца сочинен.

Пабло Пикассо работает на оформлением сцены балета «Парад»
© wiki

VIII

Из более чем полусотни премьер дягилевской антрепризы провалов практически не было. Зато были многочисленные скандалы. Дягилев растоптал эскизы Пикассо к «Параду», назвав их барахлом. Художник поклялся, что ноги его больше не будет у импресарио, но уже наутро принес новые гениальные эскизы. В «Борисе Годунове» Дягилев шокировал публику, когда впряг в сани не коня, а оборванных мужиков. А в «Садко» посадил на сцену настоящего калеку.

IX

Дягилев был человеком суеверным. Он боялся кошек, перебегавших ему дорогу, и лошадиного сапа. Верил, что пройти под лестницей — плохая примета, и просил заболевших скарлатиной детей Бенуа не дышать в телефонную трубку, чтобы зараза не распространилась по воздуху. Но самый большой страх Дягилева был связан с водой. В детстве цыганка нагадала ему, что он умрет на воде, поэтому во время путешествий на кораблях он неизменно спал в обнимку со спасательным кругом. Предсказанию цыганки было суждено сбыться — создатель «Русских сезонов» скончался в Венеции.

X

В августе 1929 года Сергей Дягилев приехал в любимую Венецию. Но спустя всего несколько дней уже не мог подняться с кровати — у него началось заражение крови. Дягилев скончался на рассвете 19 августа. Незадолго до смерти его навестили пианистка Мися Серт и модельер Коко Шанель. Уже в бреду, импресарио беспокоился, что усы и борода его запущены, а в момент агонии старался вставить на место искусственную челюсть. Денег на похороны у Дягилева не оказалось. Ими занялась Шанель, оплатив погребение в православной части венецианского кладбища Сан-Микеле.