Стиль
Впечатления «Инклюзион»: новый центр искусства, «доступного» для всех
Стиль
Впечатления «Инклюзион»: новый центр искусства, «доступного» для всех
Впечатления

«Инклюзион»: новый центр искусства, «доступного» для всех

Сцена из спектакля «Прикасаемые»
Сцена из спектакля «Прикасаемые»
Как создать спектакли для аудитории с любыми возможностями и помочь каждому увидеть живопись, знают в новом центре «Инклюзион», который, в числе прочего, перенесет «Прикасаемых» на зарубежную сцену — с участием Кевина Спейси, Рэйфа Файнса и Кейт Уинслет.

У новой организации «Инклюзион», открытой при поддержке фонда «Со-единение», наполеоновские планы на 2017 год: в них есть новая международная версия спектакля «Прикасаемые», продюсируемого Ингеборгой Дапкунайте, создание первого в России сенсорного спектакля «Четыре ветра», доступного каждому вне зависимости от физических возможностей, открытие четырех инклюзивных театральных школ в регионах и многое-многое другое. Чтобы пустить в мир искусства любую аудиторию, команда центра будет работать в четырех направлениях: «Инклюзион.Школа», «Инклюзион.Театр», «Инклюзион.Музей» и «Инклюзион.Лаборатория», развивая профессиональный инклюзивный театр в России и показывая его миру.

Первый яркий пример — спектакль «Прикасаемые», три года назад поставленный в Москве при участии слепоглухих и зрячеслыщащих актеров. Теперь фонд «Со-единение» решил вывести свой успешный театральный проект на международный уровень: с февраля 2017 года идет работа над российско-французской и российско-британской его версиями — в которых, как сообщают организаторы, будут задействованы Евгений Миронов и зарубежные актеры: Кевин Спейси, Рэйф Файнс, Кейт Уинслет, Джуди Денч, Франсуа Клюзе и Изабель Карре.

Сцена из спектакля «Прикасаемые»
Сцена из спектакля «Прикасаемые»

«Началось все достаточно скромно — рассказала «РБК Стиль» продюсер постановки, актриса Ингеборга Дапкунайте, — в 2014-м году на фестивале «Территория», художественным руководителем которого является Евгений Миронов, мы показали эскиз спектакля «Прикасаемые», выпущенный прекрасным составом: Русланом Маликовым, Женей Кулагиным, Катей Джагаровой и Мариной Крапивиной. Когда увидели, какой отклик встретил этот эскиз у зрителей, у прессы, у нас самих — я до сих пор с большой любовью вспоминаю время этих репетиций — то поняли, что надо продолжать. С тех пор «Прикасаемые» зажили очень активной жизнью — регулярно играются, а в роли двух рассказчиков, которые у нас постоянно меняются, выступили такие замечательные актеры как Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Анатолий Белый, Таня Арнтгольц, Евгений Цыганов и Алиса Фрейндлих. Безумно радует, что нашим спектаклем заинтересовались британские и французские партнеры, а премьера новой, международной, версии «Прикасаемых» состоится в Лондоне и Париже».

Нет «они» и «мы». Есть люди, которые должны научить друг друга смотреть на мир другими глазами.

«Мы радуемся солнцу и шуму моря и даже не задумываемся над тем, что кому-то это не дано, а когда случайно сталкиваемся с ними, испытываем чувство неловкости и жалости, — говорит Евгений Миронов, автор идеи спектакля. — Они знают этот мир на ощупь и по запаху, а сталкиваясь с нами и понимая что они «другие», чувствуют себя одинокими и в чем-то ущербными. Это несправедливо. Нет «они» и «мы». Есть люди, которые должны научить друг друга смотреть на мир другими глазами». Людей, которые выходят с этого спектакля, я не забуду никогда. У них перевернутые лица. Потому что переворачивается твое представление об этом мире».

Еще один большой проект «Инклюзиона» — спектакль «Эрмитаж: Живые картины», который отправят в гастрольный тур по восьми городам мира в 2018-2019 году. Речь здесь идет о том, как по-разному люди видят мир — и, соответственно, воспринимают живопись. Постановка основана на картинах из собрания Государственного Эрмитажа, которые в 3D-проекциях «оживил» мультипликатор, лауреат премии «Оскар» Александр Петров. Эскиз спектакля покажут уже в июне, в рамках Петербургского международного экономического форума, а российские премьеры состоятся в ноябре.

«​Наши театральные проекты в последние годы начали очень бурно развиваться, —  отмечает Дмитрий Поликанов, президент фонда поддержки слепоглухих «Со-единение». — После выпуска «Прикасаемых», спектакля, который стал своеобразной вехой в истории российского инклюзивного театра, при поддержке Министерства культуры РФ мы провели лабораторию и выпустили три спектакля по классическим произведениям — «Чайка», «Женитьба», «Кармен». Параллельно с этим появилось желание продолжить работу в лабораториях — и так родилась инклюзивная школа, — затем мы поняли, что есть запрос со стороны регионов, и решили открыть представительства школы в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Курсе и Оренбурге, а спектакли вывозить на гастроли».

Новое слово на российской сцене — сенсорный театр. То есть театр, построенный на ароматах, тактильных ощущениях, звуковых волнах и личных опытах для каждого из зрителей — обычно в сенсорных спектаклях участвует не более 15 человек, с которыми взаимодействуют индивидуально. А еще театр мобильный, доступный даже детям, которые не имеют возможности прийти на спектакль самостоятельно. «Четыре ветра» Тима Вебба, режиссера, основателя сенсорного театра в Великобритании и художественного руководителя компании Oily Cart, станут первой подобной постановкой в России и будут показаны на разных площадках: от дома слепоглухих и детских домов до хосписов и онкологических центров.

«Мы осознали, что вышли за рамки работы только со слепоглухими, и стали заниматься людьми с разными возможностями, — добавляет ​Дмитрий Поликанов. — Видя, как меняется жизнь тех людей, которые приходили на занятия нашего фонда, мы решили выделить все вышеперечисленные мной проекты в отдельное образование». Так что «Инклюзион», 20 февраля официально представленный его основателями, нацелен как на просветительские и творческие, так и реабилитационные задачи — и прежде всего, на улучшение жизни каждого зрителя.

Подробнее о программах «Инклюзиона» и ближайших его мероприятиях можно узнать на официальном сайте центра.