Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Музыка Темная сторона Земли: новый альбом Роджера Уотерса
Музыка
Темная сторона Земли: новый альбом Роджера Уотерса
Роджер Уотерс
© David Wolff - Patrick/Redferns via Getty Images
Денис Бояринов — о первом за четверть века студийном альбоме Роджера Уотерса, который должен понравиться поклонникам Pink Floyd.

Предыдущий студийный альбом Роджера Уотерса «Amused to Death» выходил почти четверть века назад, во времена Билла Клинтона, Бориса Ельцина и первых интернет-сайтов, и был концептуальной пластинкой, рассказывающей о войне в Персидском заливе и зомбирующей силе телевидения. В заголовок нынешнего вынесен риторический вопрос «Is This The Life We Really Want?» и, как справедливо предположит всякий, кто хоть немного знаком с творчеством главного идеолога в Pink Floyd, разговор, в который он втягивает слушателя, не будет легким, а музыка, под которую он произойдет — веселенькой. В начале альбома 73-летний патриарх социально активного прог-рока жирными угольными мазками рисует безрадостную картину ближайшего будущего. Храмы разрушены. Банкиры жиреют. 99% населения Земли — дураки или алкоголики. Даже речная форель, превратившись в гермафродитов, уже не плодится и не размножается. Кажется, что до Страшного суда остались считанные дни. Впрочем, для поклонников Pink Floyd в этом тоже нет ничего нового. Роджер Уотерс всегда оценивал перспективы человечества пессимистически, и в той же песне он признается, что описанная им дистопия — это дежавю.

 

 

 

 

Темнота в глазах смотрящего. Роджер Уотерс, автор концепций самых известных и успешных альбомов Pink Floyd, покинувший группу в 1984-м, остро воспринимает каждый выстрел, раздавшийся на планете, и слезинку каждого осиротевшего ребенка. Причину большинства трагедий на Земле рок-музыкант, потерявший во Второй мировой войне отца, видит в игрищах циничных политиков. В 1980-х Роджер Уотерс в своих песнях колол рапирой иронии Рональда Рейгана, Леонида Брежнева и Маргарет Тэтчер. В 2017-м он, никого и ничего не боясь, палит из своей пушки по Дональду Трампу, которого на изысканном английском называет «дуралеем» (nincompoop). Дело тут, конечно, не только в Трампе, вокруг которого сейчас сгущаются тучи импичмента.

© Kevin Mazur/Getty Images for Desert Trip

Титульная песня нового альбома Роджера Уотерса, в которой критика реальности звучит с особой горечью, основывается на стихотворении, написанном рок-музыкантом в 2008-м, еще при Джордже Буше-младшем и вице-президенте Дике Чейни. За эти годы ничего не изменилось: наверху — жиреющие циники или дураки, внизу — люди гибнут за еду. Но вину за то, что так происходит, Роджер Уотерс предлагает по справедливости разделить всем нам, молчаливым и бесстрастным наблюдателям происходящего, парализованным своими смартфонами и телеэкранами. Независимо от пола, расы, места прописки и вероисповедания.

 

 

Впрочем, «Is This The Life We Really Want?» заряжен не только энергией левацкого протеста и не всегда скорбен как реквием по гуманистическим идеалам. Там есть и юмор, который оценят преданные поклонники вселенной Pink Floyd, и романтическая линия. Самая красивая и неожиданная песня альбома называется «Wait for Her». Это любовная серенада, в которой простые линии слов и мелодии сплетаются в изысканный арабский узор. Но и тут Роджер Уотерс не смог обойтись без политики. Песня написана на стихи национального палестинского поэта Махмуда Дарвиша. Как известно, Роджер Уотерс — один из главных публичных борцов за независимость Палестины и пылких критиков Израиля. Поэтому та единственная, которую ждет и вожделеет его лирический герой в «Wait for Her», — необязательно женщина из плоти и крови. Скорее всего, это Свобода как идея.

 

 

«Is This The Life We Really Want?» встраивается в дискографию Роджера Уотерса как идеальный кирпич в величественную стену. Не только по задумке, выбору сюжетов и тем, но и по звуку. Наполненный отсылками к «The Dark Side of the Moon», «The Wall», «Wish You Were Here» и «Animals», он записан в стилистике классических альбомов Pink Floyd. Ранее привлекавший к записи сольных пластинок супергероев гитары Эрика Клэптона и Джеффа Бека, Роджер Уотерс в этот раз мудро сделал ставку на более молодое поколение и подобрал себе идеальных коллабораторов: гитариста Джонатана Уилсона, который даже выглядит как Дэвид Гилмор, и продюсера Найджела Годрича, который превратил Radiohead в современных преемников Pink Floyd. Сойдясь вместе, эта троица записала другую версию альбома-эпилога, который итожит путь великой британской группы, собранной студентами-архитекторами и Сидом Барретом в 1965-м, — и, скорее всего, она понравится фанатам Pink Floyd больше, чем элегический инструментальный «Endless River», которым прощались в 2014-м сохранившие за собой бренд Дэвид Гилмор и Ник Мейсон.