Стиль
Впечатления Последний шабаш: прощальный концерт Black Sabbath в Москве
Стиль
Впечатления Последний шабаш: прощальный концерт Black Sabbath в Москве
Впечатления

Последний шабаш: прощальный концерт Black Sabbath в Москве

Фото: Tass | Michal Kamaryt/CTK via ZUMA Press
Black Sabbath дали последний концерт в Москве. Как это было, рассказывает музыкальный обозреватель «РБК Стиль» Денис Бояринов.

«Сектор C, ну че вы сидите-то все?», — разочарованно кричал сидячей трибуне «Олимпийского» потный полуголый усач, только что неистово прыгавший под гитарный гул в лестничном проходе, — «Последний концерт Black Sabbath! Ну вставайте, б**!». Завороженно уставившись на пылающую огнями сцену, трибуна безмолвствовала. Через несколько минут к энергичному усачу и его беснующейся компании подошла билетерша «Олимпийского», седая женщина в белой блузе, больше похожая на учительницу, и попыталась усадить его на место. У нее не получилось: шла середина московского концерта английских патриархов хеви-метала во всемирном туре, заявленном как прощальный.

Фото: Алексей Молчановский

Знаменитая троица из Black Sabbath, которая вчера вышла на сцену «Олимпийского» — гитарист Тони Айомми, басист Гизер Батлер и вокалист Оззи Осборн — играют вместе с 1968-го года. Пытаясь уйти от незавидной доли фабричного рабочего, уроженцы индустриального Бирмингема искали себя в психоделическом роке и тяжелом блюзе, меняя названия группы, как перчатки: Rare, Mythology и Earth Blues Company, впоследствии сокращенное до Earth. Спасение пришло вместе с песней «Black Sabbath», сочиненной под влиянием увлечения Гизера Батлера фильмами ужасов и романами о черной магии. Тяжелые риффы низко настроенной гитары Айомми, пронзительный вокал Оззи, громоподобная ритм-секция, резкие смены темпов и, конечно, всякая чертовщина в текстах Батлера — эти пять элементов, найденные бирмингемцами в «Black Sabbath», определили стиль культовой ныне группы, и сформировали канон метала как жанра, который до сих пор воспроизводится молодыми музыкантами из разных стран мира.

Фото: Алексей Молчановский
Фото: Алексей Молчановский
В «Олимпийском» канон был явлен русским последователям почти полувекового культа во всем своем аутентичном величии. Начав со знаменательной «Black Sabbath» и закончив главным хитом «Paranoid», группа не сыграла ни одной песни, написанной позже 1976 года, хотя в сет-лист могло бы попасть что-нибудь из последнего — и удачного — альбома «13», вышедшего в 2013-м. Поддерживаемые неутомимым молодым барабанщиком Томми Клафетосом, черные рыцари гитары Гизер Батлер и Тони Айомми споро высекали в зал искры риффов. Иссохший, как Кащей, Оззи Осборн, хоть и держался за микрофон, как тонущий за спасательный круг, и регулярно мазал мимо нот, под конец шоу разошелся настолько, что исполнил свои пару фирменных трюков — пробежку по сцене и полив фан-зоны водой из ведра. Фан-зона и усач с компанией были на небесах от счастья. К финалу, трясти головой под «Paranoid» в проходы вышли даже самые грузные обитатели трибун. Прошлый концерт Black Sabbath в Москве был омрачен досадным инцидентом: перед обожаемой фэнами «Paranoid» пропал звук — эйфорическая кода была сорвана. Оззи Осборн и Тони Айомми ушли со сцены и не вернулись, даже когда неисправность была устранена. В этот раз все прошло гладко и громко. Как только стихли финальные аккорды «Paranoid» и Оззи Осборн прокричал «Thank you! Good Night! God bless you all!», на экране вспыхнул финальный титр: «The End».


Посетители «Олимпийского» стали свидетелями конца добротного рок-н-ролльного шоу, но не конца легенды. Впереди у Black Sabbath тур по Америке и Британии, который закончится февральским концертом в родном Бирмингеме — и билеты на него раскупили за считанные минуты. Оззи Осборн собирается продолжать гастролировать и дальше. Несмотря на то, что самый ходовой товар в палатках с мерчем Black Sabbath — майки размера XL, на трибунах и в коридорах «Олимпийского» было много молодых лиц. Многие рок-папы привели на концерт своих сыновей, встречались и парочки, которые целовались в закоулках стадиона под оглушающий звук со сцены. Вопреки почтенному возрасту и загробному колориту текстов и символики, песни Black Sabbath всегда будут звучать молодо и жизнеутверждающе, такова их гармоническая природа. Видимо, поэтому они провоцируют солидных поклонников на детские выходки и акты непослушания и находят себе юных фанатов. Недаром Оззи Осборн — самый беспутный член своей увековеченной сериалом семейки, знаменитый дикими проказами на сцене и в жизни — навсегда останется символом молодости рока.

Не погибнет молодость, молодость жива!