Музыка Вес в «Грэмми»: фавориты главной музыкальной награды современности
Музыка
Вес в «Грэмми»: фавориты главной музыкальной награды современности
© AP
Сегодня ночью, 15 февраля, в Лос-Анджелесе пройдет 58-я церемония вручения премии «Грэмми». Денис Бояринов о главных сюжетных пружинах самой престижной музыкальной награды США.

За вручением «Грэмми» в России не следят так пристально, как за раздачей «Оскаров». Это понятно: все же Леонардо Ди Каприо у нас известней, чем рэпер Кендрик Ламар, которого прочат в триумфанты «Грэмми-2016». Раз в год в кино ходят даже те, кто ни разу в жизни не покупал музыкального альбома («CD? Винил? Не слышали!») и никогда не задумывался о том, чтобы пойти на концерт. Однако, если предположить, что и «Грэмми», и «Оскар» — это нечто большее чем профессиональные премии, призванные определить лучших в своем цехе, что это лакмусовые бумажки состояния американской поп-культуры, которая остается глобальной мировой скрепой, то надо признать, что «Грэмми» — инструмент более надежный. Недаром прелюдией к нынешнему «Оскару» зреет бойкот церемонии, вызванный отсутствием в главных номинациях премии людей не белой расы (следите за скандалом по хештегу #OscarsSoWhite). У американской киноакадемии, раздающей «Оскар», около 6 300 участников, средний возраст — за 60 лет, 90% из них — белые. Нарисовать портрет типичного члена американской музыкальной академии и представить себе его вкусы куда сложнее. По бюллетеням «Грэмми» голосуют больше 20 000 профессионалов американского шоу-биза, которые съехались в США со всего мира. Во всяком случае, судя по списку номинантов премии, с расовым многообразием у «Грэмми» все в порядке.

Крис Стейплтон                                                                            AP

Основная интрига нынешней премии связана как раз со звуком и цветом. В главной номинации «Грэмми-2016» «Альбом года» сошлись записи, которые являются контрастными представителями белой и черной поп-традиции. Паритет соблюден. На стороне «белых» — кантри-дебютант из Кентукки Крис Стейплтон и любимая блондинка всей Америки Тэйлор Свифт. Стейплтон исполняет ковбойскую американу в традициях Юга, запущенную как его косматая борода. Тейлор Свифт в 2012-м уже выигрывала «Грэмми» за кантри-альбом "Fearless", но на пластинке «1989» она с помощью автора песен FUN Джека Антоноффа и шведского суперхитмейкера Макса Мартина пересела из ретро-шарабана в гламурный кабриолет евросборки — и, судя по продажам и реакции публики, не прогадала:

«Черными» играет рэпер Кендрик Ламар, уже дважды становившийся лауреатом «Грэмми». Его альбом "To Pimp A Butterfly", многими музыкальными изданиями признанный лучшим в 2015-м, начинается с заявления «Каждый ниггер — звезда» и в каждой своей детали, от монохромной обложки до вызывающего восхищение перечня коллабораторов (Джордж Клинтон, Снуп Догг, Фарелл Уильямс, Flying Lotus, Роберт Гласпер), прославляет достижения афроамериканской культуры: от джаза и фанка до гангста-рэпа. Многослойный, насыщенный, виртуозно исполненный, не стесняющийся в выражениях "To Pimp A Butterfly" посвящен тому, как трудно быть черным в XXI веке. Одна из центровых песен альбома, "Alright" уже стала гимном траурных митингов, посвященных убийствам полицейскими невооруженных афроамериканцев.

В "To Pimp A Butterfly" столько политики, что если «Грэмми» за лучший альбом уйдет Крису Стейплтону, наряженному в винтажный стетсон, это может стать поводом для политического скандала. Впрочем, у жюри премии есть в запасе компромиссный вариант — отдать награду очередному имперсонатору Майкла Джексона, Абелю "Weeknd" Тесфайе, хиты для которого сочиняет все тот же гений европопа Макс Мартин, или изучающей смешение традиций блюз-рок-группе Alabama Shakes, в которой блистает вокалистка Бриттани Ховард, дочь белой матери и черного отца, которая поет то под Дженис Джоплин, то под Нину Симон.

Не все интриги «Грэмми» так серьезны. Можно сделать ставку на то, одарят ли призом в этом году Джастина Бибера. У поп-идола тинейджеров есть все мыслимые музыкальные награды на свете, включая три FiFi Awards, которую вручают представители индустрии духов и ароматов за культурные достижения. Но не хватает «Грэмми». Бибер был номинирован на эту премию в 2012-м как «Лучший новый артист», но проиграл виртуозной басистке Эсперанце Сполдинг. В этом году канадский певец состязается в номинации «Лучший танцевальный трек» вместе с продюсерами Скриллексом и Дипло против Chemical Brothers и Flying Lotus:

Вот неожиданная дуэль: в номинации «Лучший традиционный вокальный поп-альбом» соперничают патриарх американской музыки Боб Дилан и современный комедиограф Сет МакФерлейн, создатель мультсериала "Family Guy" и медвежонка-матершинника Теда. Так совпало, что они оба записали альбомы-посвящения Фрэнку Синатре. На правах равновеликого гения Боб Дилан наждачным голосом пересказывает песни крунера, под которого была зачата Америка. Давно мечтающий влезть в шелковый костюм кумира, Сет МакФерлейн нанял басиста Синатры Чака Бергхоффера, оркестр из 65 музыкантов и копирует голубоглазого Фрэнки изо всех сил.

А если вам не интересно состояние американской поп-культуры, вы можете поболеть на «Грэмми» за наших. Вернее, за единственного нашего — русского пианиста Даниила Трифонова, попавшего в номинацию "Best Classical Instrumental Solo" с альбомом рахманиновских вариаций, записанным с американским оркестром и выпущенным на немецком лейбле Deutsche Grammophon.

Российский пианист Даниил Трифонов и художественный руководитель Московского Пасхального фестиваля, дирижер Валерий Гергиев (слева направо) после выступления на открытии XI Московского Пасхального фестиваля в Большом зале консерватории

Tass