Стиль
Впечатления «Снеговик» и другие: 10 лучших фильмов о серийных убийцах
Стиль
Впечатления «Снеговик» и другие: 10 лучших фильмов о серийных убийцах
Впечатления

«Снеговик» и другие: 10 лучших фильмов о серийных убийцах

Фото: kinopoisk.ru
Триллеры о маньяках — не просто истории о поимке психопата. Начиная со старых шедевров «М» Фрица Ланга и «Подглядывающий» Майкла Пауэлла режиссеры и сценаристы находят новые способы рассказать о преступнике с расстройством личности — даже в жанре комедии.

К выходу в кинопрокат 23 ноября «Снеговика» по роману Ю Несбё «РБК Стиль» предлагает пересмотреть лучшие фильмы о серийных убийцах.

 

 

«Молчание ягнят» (1991)

Вершина жанра, побившая все его рекорды и нарушившая все кинозаконы. Фильм Джонатана Демме вышел в прокат 14 февраля 1991 года и триумфально победил на «Оскарах» аж через год, опровергнув практику «оскаровского сезона», когда претендующие на награды фильмы должны выходить осенью. Картина, где есть не один серийный убийца, а сразу двое, один из которых (Энтони Хопкинс) помогает детективу (Джоди Фостер) вести расследование в обмен на не самые приятные сеансы психоанализа, также вошла в почетную тройку фильмов, получивших все пять основных «Оскаров» — за лучшую ленту, режиссуру, мужскую и женскую актерские работы и сценарий, не говоря уже о том, что «Молчание ягнят» — единственный хоррор в истории, удостоенный «Оскаров», обычно достающихся драмам и байопикам.

Фильм также стал коммерческим триумфом, принеся в прокате $272 млн при бюджете всего $19 млн. Участие именно этой команды и было причиной успеха — когда через десять лет Джоди Фостер отказалась сниматься в продолжении «Ганнибал», успех сиквела оказался гораздо более скромным.

 

 

«Психо» (1960)

Альфред Хичкок, как никто умевший создать напряжение на экране, к концу 1950-х годов уже казался уставшим салонным, хоть и уважаемым, автором красивых детективов с Грейс Келли. Во время работы над историей о хозяине придорожного отеля (Энтони Перкинс), слишком сильно любившем маму, режиссера как будто подменили. «Психо» с его убитой в первой трети главной героиней, незабываемой сценой убийства в душе, которую цитируют и спустя полвека, и всем комплексом сложных отношений родителей и детей изменил кино навсегда. Через 38 лет Гас Ван Сент переснял фильм покадрово, но новая версия только доказала, что нельзя сымитировать магию.

 

 

«Семь» (1995)

Дэвид Финчер приступил к съемкам своего второго фильма после болезненного столкновения со студией Fox во время работы над дебютом «Чужой 3». Но в этот раз все получилось идеально — прочитав сценарий, в «Семи» согласились сниматься Брэд Питт и Морган Фриман, а после выхода фильма в прокат Кевин Спейси, чья фамилия не указана в начальных титрах из спойлерных опасений, стал одним из главных «злодеев» Голливуда. Фильм Финчера прекрасно смотрится и через 22 года не только потому, что сумел визуализировать семь смертных грехов в современном мире. Вместе с вышедшими в том же году «Подозрительными лицами» (снова Спейси в роли злодея) «Семь» с его душераздирающим финалом предвосхитил культуру спойлеров.

 

 

«Американский психопат» (2000)

Писатель Брет Истон Эллис был недоволен экранизацией своей книги, и его можно понять — он все же по-своему упивался своим героем и описанным миром нью-йоркских менеджеров, которые готовы на убийство из тщеславия и ради поддержания статуса в собственных глазах. По киноверсии Мэри Хэррон видно, что она относится к своему герою Патрику Бэйтману скорее с женской жалостью. Согласись Леонардо Ди Каприо, который был первой кандидатурой Хэррон на роль Бэйтмана, акценты в фильме расставились бы по-другому. Сыгравший в итоге Кристиан Бэйл стал после «Психопата» звездой, и его гораздо менее известное на тот момент лицо никак не отвлекало от высказываемой с экрана социальной критики психологии корпоративного мира.

 

 

«Зодиак» (2007)

Дэвид Финчер — единственный режиссер в этом списке, снявший не один выдающийся фильм о маньяках, а целых два. «Зодиак» ничем не похож на «Семь». Вместо жесткой жанровой структуры с неожиданным финалом здесь есть бесконечное и, как иногда кажется, тупиковое журналистское и полицейское расследование произошедших в реальности в конце 60-х — начале 70-х преступлений. И главное здесь — не само раскрытие личности убийцы, а ощущение ужаса, которое возникает, когда Джейк Джилленхол внезапно осознает, что оказался в подвале один на один с возможным преступником, тяжело дышащим ему в затылок.

 

 

«Имитатор» (1995)

Хорошо сделанный фильм с отличными актерами о серийном убийце постмодернистской эпохи. Страдающая агорафобией психолог (Сигурни Уивер) помогает полиции ловить маньяка (Уильям Макнамара), тщательно копирующего манеру известных преступников прошлого. К финалу психолог оказывается подвешенной в эффектном красном костюме в туалете, но все заканчивается для нее хорошо, насколько это возможно в данном случае, конечно.

Фото: kinopoisk.ru

 

 

«Окно спальни» (1987)

Триллер Кертиса Хэнсона по роману Энн Холден в лучших традициях Хичкока. Главный герой Терри (Стив Гуттенберг) встречается с женой начальника Сильвией (Изабель Юппер в редкой для ее фильмографии голливудской картине) у того за спиной. Во время одного из свиданий в квартире Терри Сильвия невольно становится свидетельницей нападения на девушку по имени Дениз (Элизабет Макговерн) в парке. Пытаясь помочь жертве насилия, Терри дает показания в полиции, но в итоге сам становится подозреваемым и начинает искать серийного убийцу с помощью Дениз. Стоит смотреть хотя бы ради страшной сцены, в которой служащая приманкой Дениз возвращается домой и открывает дверь на темную лестницу, не зная, что за дверью ее ждет преступник.

Фото: kinopoisk.ru

 

 

«Разыскивающий» (1980)

Уильям Фридкин всегда умел шокировать зрителей, но в 1980-м умудрился разозлить всех — и консерваторов, потрясенных откровенными сценами секса и насилия, и геев, которых показал в лучшем случае однобоко — посетителями саун и других мест для быстрого секса, а в худшем — преступниками. Публика, как это часто бывает, все упрощает: внедрившийся в поисках серийного убийцы в гей-среду полицейский Аль Пачино переосмысливает свое отношение к сексуальности, так что это скорее фильм о трансформации героя, а не о маргинализации садомазо-культуры. Спустя 37 лет «Разыскивающий» ​особенно потрясает своей смелостью — сейчас такой фильм не смог бы появиться вообще.

Фото: kinopoisk.ru

 

 

«Мамочка-маньячка-убийца» (1994)

Гордящийся своим титулом «короля трэша» Джон Уотерс не смог, конечно, пройти мимо темы серийных убийц и сделал комедию об образцовой домохозяйке (Кэтлин Тернер), которая буквально убивает соседей за то, что те не пристегнулись в машине или надели белые туфли после Дня труда. В мире Уотерса все одобряемые легко манипулируемым общественным мнением правила и нормы приличия вызывают агрессию и раздражение, а любовь к фальшиво сюсюкающему и духоподъемному мюзиклу «Энни» гораздо страшнее, чем, например, курение тайком от матери.

 

 

«Красный дракон» (2002)

Ремейки редко бывают удачными, но триллер Бретта Ратнера оказался многослойнее и увлекательнее предыдущей экранизации книги «Красный дракон» Томаса Харриса — снятого Майклом Манном в 1986-м «Охотника на людей». Ганнибал Лектор (Энтони Хопкинс) получил больше экранного времени, как и семья главного героя Уилла Грэма (Эдвард Нортон), а Рэйф Файнс гораздо тоньше сыграл маньяка Доллархайда, чем Том Нунен в первом фильме. Рядовой полицейский триллер превратился в историю развития одной опасной патологии, и Ратнер пригласил прекрасных актеров, чтобы разыграть эту драму на высшем уровне.