Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Кино 10 лучших фильмов по детективам Агаты Кристи
Кино
10 лучших фильмов по детективам Агаты Кристи
© kinopoisk.ru
Агата Кристи — снова популярный автор. В прокат вышли сразу две киноверсии ее книг «Убийство в Восточном экспрессе» и «Скрюченный домишко». «РБК Стиль» вспоминает фильмы по романам Кристи, в том числе российские, которые стоит смотреть в первую очередь.

«Убийство в Восточном экспрессе» (1974, режиссер Сидни Люмет)

«Убийство в Восточном экспрессе» (2017, режиссер Кеннет Брана)

В самой качественной и коммерчески успешной на сегодняшний день экранизации романа Агаты Кристи, снятой Сидни Люметом в разгар моды на детективы писательницы, есть все фирменные элементы — детектив Эркюль Пуаро, замкнутое пространство (застрявший в снегу поезд), дюжина героев, у каждого из которых есть мотив для убийства, и обязательные звезды первой величины, готовые примчаться на съемочную площадку ради десяти минут на экране, — Альберт Финни, Шон Коннери, Лорен Бэколл, Ингрид Бергман (получившая за эту роль третий «Оскар»), Жаклин Биссет, Джон Гилгуд, Ванесса Редгрейв и другие.

Через 43 года Кеннет Брана повторяет этот трюк с некоторыми изменениями. Вместо шведки Греты — испанка Пилар (Пенелопа Крус), вместо белого доктора Арбатнота — чернокожий (Лесли Одом-мл.) Брана пытается адаптировать неспешный ход детектива Кристи к современному темпу, привычному нынешним зрителям, поэтому поезд опасно останавливается над пропастью, чтобы в фильме был хоть какой-то экшн. В 1970-х отмиравшая голливудская система производила фильмы с большим количеством звезд, чтобы заманить зрителей в кинотеатры. Сейчас звезды не так влияют на кассовые сборы, как раньше, и в этом смысле новое «Убийство в Восточном экспрессе» должно пройти важный тест — если оно станет успешным, за ним последуют другие экранизации. Брана это предусмотрел — в финале есть намек на «Смерть на Ниле», прямо как в лучших традициях Marvel. Осталось только новому фильму хорошо пройти в прокате.

 

 

«Скрюченный домишко» (2017, режиссер Жиль Паке-Бреннер)

Редкий экранизированный роман Кристи, где расследование ведет не Пуаро или мисс Марпл, а частный детектив Чарльз Хейуорд (Макс Айронс), согласившийся расследовать убийство главы богатой династии, несмотря на конфликт интересов — недавно он переспал со своей новой клиенткой в Египте. Остроумный текст Кристи (сын покойного встречает Чарльза репликой: «Вы частный сыщик. Вашего отца-полицейского давно убили, и убийцу так и не нашли. Сомнительная рекомендация») произносят звезды первой величины Джиллиан Андерсон, Гленн Клоуз, Теренс Стэмп и Кристина Хендрикс. Режиссер Паке-Бреннер сдвинул время действия с 1949-го, когда был написан роман, в 1957-й — наверное, чтобы внук убитого мог протестовать против взрослых, играя на гитаре рок-н-ролл.

 

 

«Свидетель обвинения» (1957, режиссер Билли Уайлдер)

Билли Уайлдер на протяжении своей исключительной карьеры снимал и нуар («Двойная страховка»), и комедии («В джазе только девушки»), и производственные драмы («Квартира»). Конечно, он не мог не снять одну из лучших экранизаций романа Агаты Кристи об известном адвокате (Чарльз Лоутон), который берется за странное дело — женатый на немецкой певице (Марлен Дитрих) изобретатель (Тайрон Пауэр) обвиняется в убийстве завещавшей ему деньги вдовы, — несмотря на приказ врачей отдыхать и поменьше волноваться. У Уайлдера пикировки адвоката с приставленной к нему медсестрой (Эльза Ланкастер) занимают не меньше времени (и доставляют зрителям не меньше удовольствия), чем основной детективный сюжет.

 

 

«Смерть на Ниле» (1978, режиссер Джон Гиллермин)

© kinopoisk.ru

В 1970-х Джон Гиллермин был тем самым режиссером, к которому обращались киностудии, желавшие снять дорогое эффектное зрелище — именно он стал автором главных блокбастеров десятилетия «Ад в поднебесье» и «Кинг Конг». В его «Смерти на Ниле» Эркюль Пуаро (Питер Устинов) расследует убийство богатой наследницы Линнет Риджуэй (Лоис Чайлз), проводившей с женихом медовый месяц на корабле, сплошь набитом людьми, которым она насолила. Надо ли говорить, что среди подозреваемых сплошь звезды, как и положено в детективе по Агате Кристи: Джейн Биркин, Миа Фэрроу, Дэвид Нивен, Мэгги Смит, Анджела Лэнсбери и Бетт Дэвис.

 

 

«Зеркало треснуло» (1980, режиссер Гай Гамильтон)

© kinopoisk.ru

Тот самый случай, когда писательница, столько вдохновлявшая Голливуд, сама вдохновилась Голливудом. В «Зеркало треснуло» Кристи пересказала историю Джин Тирни, звезды 40-х, которая родила физически неполноценного ребенка после поцелуя больной корью фанатки. Позже Тирни сказала: «После такой трагедии тебе не нужна никакая слава в мире». Кристи, конечно, окружила свою звезду, сыгранную в фильме Элизабет Тейлор, большим количеством подозреваемых, опять же сыгранных звездами — Тони Кертисом, Джеральдиной Чаплин, вездесущей Анджелой Лэнсбери, Роком Хадсоном и Ким Новак.

 

 

«Зло под солнцем» (1982, режиссер Гай Гамильтон)

© kinopoisk.ru

Режиссер Гай Гамильтон, снявший четыре фильма о Джеймсе Бонде, к началу 80-х стал главным специалистом по Агате Кристи. «Зло под солнцем» — типичная экранизация детектива писательницы того времени — уединенный санаторий на острове, яркая, но всех раздражающая героиня Арлина (Дайана Ригг), которую остальные отдыхающие ненавидят до такой степени, что у всех был мотив для убийства. Даже актрисы Джейн Биркин и Мэгги Смит плавно перешли сюда из «Смерти на Ниле», не говоря уже о Питере Устинове, вернувшемся к роли Пуаро (позже он его сыграет еще четырежды).

 

 

«Свидание со смертью» (1988, Майкл Уиннер)

© kinopoisk.ru

За последние 30 лет детективы Агаты Кристи вышли из моды, во всяком случае в кино, в том числе и потому, что в них есть явный колониалистский отголосок, когда богатые англичане ездили по «экзотическим» странам и жаловались там на плохое обслуживание. «Свидание со смертью» — типичная иллюстрация этой ушедшей эпохи, когда было возможным, чтобы живущие с ненавистной приемной матерью взрослые дети громко обсуждали ее убийство из-за измененного завещания в пределах досягаемости слуха Эркюля Пуаро на прогулке в Иерусалиме. Скучающая мамаша (Пайпер Лори), конечно же, убита, и в подозреваемых снова ходит пол-Голливуда во главе с Лорен Бэколл и Кэрри Фишер. После выхода «Свидания со смертью» бум на Агату Кристи в кино (в отличие от многочисленных сериалов на телевидении) пошел на спад.

 

 

«Тайна черных дроздов» (1983, режиссер Вадим Дербенев)

© kinopoisk.ru

Как ни странно, Агата Кристи прекрасно годилась для советского кино, в котором к 1980-м годам благодаря прибалтийской натуре и актерам научились снимать истории из жизни британских аристократов как критику буржуазного образа жизни. Съемки экранизации романа «Карман, полный лжи», написанного Кристи в 1953-м, проходили в Эстонии, выданной за идиллическую английскую глубинку, а начальная заставка снята в Лондоне любительской камерой. Сюжет был перенесен в начало 1980-х, так что в руках у мисс Марпл появился кубик Рубика, а Андрей Макаревич исполнил на английском вместе с Оксаной Шабиной песню «What Is A Love?», к которой написал текст. Андрей Харитонов в роли убийцы и Ита Эвер — мисс Марпл — так были хороши, что появились в другой экранизации романа Кристи «Загадка Эндхауза» (1989).

 

 

«Десять негритят» (1987, Станислав Говорухин)

© kinopoisk.ru

Нехарактерная картина и в фильмографии режиссера Говорухина, и в отношениях Агаты Кристи и кино, «Десять негритят» стали своеобразным позднесоветским неполиткорректным ответом западным интерпретациям, избегавшим слова nigger — на Западе этот детектив известен под названием «…И никого не стало». Забавно, что в советском кино тоже были актеры, специализировавшиеся на экранизациях Кристи — например, Владимир Зельдин перекочевал сюда из «Тайны черных дроздов».

Место Прибалтики занял Крым — картина снималась в поселке Гаспра на территории Ласточкиного гнезда и в Воронцовском дворце. У Говорухина получился один из самых мрачных фильмов по Агате Кристи, в киноверсиях книг которой обычно страсти и эмоции уступают место стилю и манерам. Говорухин же вносит в материал почти классовое осуждение виновников погибших невинных жертв, а судья Зельдина выступает как посланец судьбы, от наказания которой никуда не денется даже самый умный преступник, казалось бы, уничтоживший все улики.