Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Кино Все фильмы Стивена Содерберга от лучшего к худшему
Кино
Все фильмы Стивена Содерберга от лучшего к худшему
© kinopoisk.ru
За почти 30-летнюю карьеру Стивен Содерберг успел все — придумать «независимое» кино, победить в Каннах и на «Оскаре», стать кассово успешным режиссером и уйти из кино. Теперь он вернулся с новой «Удачей Логана» — и это повод вспомнить другие его картины.

«Секс, ложь и видео»

1989

В истории кино мало таких же важных фильмов, как полнометражный дебют Содерберга, который неожиданно для самого его 26-летнего автора получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, «Сезар» как лучший иностранный фильм и много других наград. Именно мелодраматичная, казалось бы, история об отношениях милой провинциалки, чей муж изменяет ей с ее сестрой, с прибывшим в город любителем снимать на пленку сексуальные признания, сделала слово «independent» главным в киномоде следующего десятилетия. Самый влиятельный критик Америки Роджер Эберт написал, что Содерберг снова сделал диалоги сексуальными.

Кадр из фильма «Секс, ложь и видео»
© kinopoisk.ru

 

 

«Царь горы»

1993

Третий фильм Содерберга по автобиографической книге А. Э. Хотчнера о нищем детстве писателя в Сент-Луисе в 1920-х вспоминают редко. В прокате он тоже собрал очень мало — чуть больше миллиона долларов. Но у Содерберга получился очень зрелый фильм о мире глазами ребенка. 12-летний герой Джесси Брэдфорда впервые сталкивается с голодом, смертью (сосед по отелю кончает жизнь самоубийством) и пока непонятным, но притягательным миром взрослых (знакомство с местной проституткой). Возможно, это даже один из лучших фильмов о детстве вообще (не путать с детским кино).

Кадр из фильма «Царь горы»

© kinopoisk.ru

 

 

«Траффик»

2000

Содерберг доказал, что может развлекать людей, заставляя их думать — снял три сюжета о борьбе с наркотиками, в которой есть место и трагедии, и лицемерию, и двойным стандартам. Критики называли «Траффик» лучшим фильмом года, сравнивая с хорошо выверенной, но как бы импровизационной джазовой композицией. Картина получила четыре «Оскара», в том числе и сам Содерберг за режиссуру — что особенно ценно, учитывая, что в том же году он снял «Эрин Брокович». 2000-й явно был лучшим годом в его карьере — крайне редко режиссер номинируется в один год за два фильма.

Кадр из фильма «Траффик»
© kinopoisk.ru

 

 

«Вне поля зрения»

1998

Проведя все 1990-е за экспериментами в некоммерческих жанрах, Содерберг наконец снял криминальную комедию по Элмору Леонарду с одним из самых остроумных и романтичных диалогов десятилетия между беглым преступником Джорджем Клуни и агентом ФБР Дженнифер Лопес в багажнике машины. «Вне поля зрения» получил две номинации на «Оскар» — за сценарий и монтаж — и заработал в прокате $77 млн, став самой коммерчески успешной картиной Содерберга на тот момент. И, помимо остальных достоинств, это наиболее пристойная картина в фильмографии Дженнифер Лопес за прошедшие 20 лет.

 

 

«За канделябрами»

2013

Четыре года назад Содерберг объявил об уходе (как оказалось, временном) из кино после того, как все голливудские студии отказались от его байопика об эксцентричном пианисте Либераче (Майкл Дуглас) и его отношениях с собственным ассистентом (Мэтт Дэймон). В итоге фильм был показан на HBO, получил рекордные на тот момент рейтинги (премьеру посмотрели 2,4 млн человек) и два «Золотых глобуса» — как лучший телефильм года и за бесстрашное исполнение Дугласом роли легенды шоу-бизнеса.

 

 

«Удача Логана»

2017

После четырехлетнего перерыва Содерберг вернулся в кино с криминальной комедией, которая не так проста, как кажется — он будто решил снять «фильм Бретта Ратнера» так, будто его сделали Коэны. Два брата — хромой (постоянный актер Содерберга Ченнинг Татум) и однорукий (Адам Драйвер) — на пару часов вытаскивают из тюрьмы взломщика сейфов (Дэниел Крэйг), чтобы ограбить кассу гонки NASCAR. Точный кастинг позволяет со смехом смотреть, как Бонда (Крэйг), Мачо (Татум) и Кайло Рена (Драйвер) ловит Малышка на миллион (Хилари Суэнк). Тот самый случай, когда Содерберг пытается притвориться простым режиссером экшна и заодно получить удовольствие вместе со зрителями от двойной поп-игры.

 

 

«Побочный эффект»

2013

Именно после завершения этого эксперимента в жанре психосекс-триллера 1990-х об отношениях пациентки с депрессией (Руни Мара) и психиатра (Джуд Лоу) Содерберг на четыре года ушел из кино. А зря — фильм-обманка, в котором первый час критикуются ужасы фармакологической индустрии и отношение общества к людям с психическими отклонениями, вскоре оказывается историей про врача, чья жизнь катится под откос после махинаций пациентки. Содерберг также в очередной раз доказал, что является гением кастинга —​ Джуд Лоу как никакой другой актер убедительно играет кризис белого западного гетеросексуального мужчины, а Кэтрин Зета-Джонс в роли его коллеги идеальна в роли врача, которой ничего не стоит нарушить профессиональную этику.

 

 

«11 друзей Оушена»

2001

После «Оскара» за «Траффик» Содерберг сделал ремейк криминального фильма 1960 года — напичканные звездами первой величины «Друзья» стали самой коммерчески успешной картиной в карьере режиссера с мировыми сборами $450 млн. Джордж Клуни, Брэд Питт, Мэтт Дэймон и остальные грабят казино Энди Гарсии, а Клуни еще уводит у соперника Джулию Робертс. В эпоху, когда лидерами проката становились «Властелин колец» и «Гарри Поттер», которым не нужны были звезды, «11 друзей Оушена» породили кинофраншизу, которая позволяла любить звезд сколько угодно.

 

 

«Эрин Брокович»

2000

Содерберг начал новый век с одного из самых, пожалуй, феминистских фильмов в истории кино — с рассказа о реально живущей, дважды разведенной матери-одиночке с тремя детьми, которая в одиночку поборола компанию, загрязнявшую местную воду, хотя окружающие видели в ней только уайт-трэш-девицу с выпирающим бюстом и в крохотной миниюбке. Роль Эрин Брокович принесла долгожданный «Оскар» Джулии Робертс. Так началась длящаяся до сих пор любовь кинозвезд первой величины к Содербергу, сотрудничество с которым считается причащением к искусству в мире голливудской блестящей пустоты.

 

 

«Англичанин»

1999

Прямолинейно рассказанная история мести англичанина (Теренс Стэмп), приехавшего в Лос-Анджелес мстить за убийство дочери Питеру Фонде. При желании можно считать второй уровень — европеец (а на слэнге limey из оригинального названия скорее означает пренебрежительное «англичанишка»), игравший у Феллини и Пазолини, мстит голливудской поверхностности.

Кадр из фильма «Англичанин»
© kinopoisk.ru

 

 

«Супер Майк»

2012

Содерберг многое умеет снять хорошо, но что он окажется киноэкспертом по мужскому стриптизу — этого никто не ожидал. История о хороших парнях (Ченнинг Татум, Мэттью Макконахи, Алекс Петтифер), раздевающихся за деньги перед разгоряченными поклонницами, заработала в мировом прокате $167 млн при бюджете всего $7 млн, так что через три года вышел сиквел, на котором Содерберг остался только продюсером. Вторая часть собрала миллионов на 40 меньше, что говорит о следующем: фильмы про стриптиз должны снимать интеллектуалы.

 

 

«Заражение»

2011

Как истинный хамелеон от кино, Содерберг решил деконструировать поджанр «медицинский триллер», в котором сделал акцент не на экшне и эксплуатации человеческого ужаса перед необъяснимым и быстрым вымиранием, а на личных страхах и переживаниях героев (Мэтт Дэймон, Гвинет Пэлтроу, Джуд Лоу, Кейт Унислет), пытающихся сохранить отношения или исполнить долг на фоне угрозы, на которую не могут повлиять. И конечно, это не отменяет того факта, что после просмотра у вас может развиться гермофобия.

 

 

«Там внутри»

1995

Содерберг как будто устыдился, что после «Секса, лжи и видео» Питер Галлахер запомнился лживым изменником, и дал ему главную роль техасца, который возвращается домой из тюрьмы и снова идет на дело, чтобы выгородить бывшую девушку перед ее нынешним мужем. В общем, это ничем не примечательный неонуар с неплохими диалогами вроде: «За кого выходит замуж твоя мать?» — «За хорошего парня» — «Никогда о нем не слышала».

Кадр из фильма «Там внутри»
© kinopoisk.ru

 

 

«Нокаут»

2011

На момент съемок этого триллера Содерберг переживал «период реальности». Точно так же, как в «Девушке по вызову» играла настоящая порнозвезда Саша Грей, здесь спортсменка Джина Карано мрачно крушит мебель своими звездными партнерами Майклом Фассбендером, Ченнингом Татумом, Антонио Бандерасом и Юэном Макгрегором, показывая феминизм в традиционно мужском жанре —​ экшне, в действии. Тот самый случай, когда женщина, если берется за что-то привычно мужское, делает это лучше.

 

 

«Девушка по вызову»

2009

Кажется, сам факт приглашения порнозвезды Саши Грей на главную роль дорогой проститутки Челси показался Содербергу достаточным для того, чтобы больше не стараться. Грей действительно относится к поколению порноактрис, которых легко представить в обычных скучных отношениях с нормальным консервативным парнем — настолько легко само порно вошло в привычную жизнь. Но «Девушка по вызову» в основном состоит из разговоров с клиентами о предстоящих (на момент съемок) выборах Обамы и последствиях кризиса 2008 года. Содерберг вроде пытался сделать современную версию «Завтрака у Тиффани» (вернее, его сиквел, где отношения главных героев превратились в рутину после полутора лет совместного проживания), но совсем не преуспел — картина местами притворяется документальной, но остается мертвым конструктом, о котором гораздо интереснее читать, чем его смотреть.

 

 

«Информатор!»

2009

Мэтт Дэймон с усами в редкой комической роли работника крупной компании, который докладывает о нарушениях в ФБР, действительно вызывает улыбку, но богемный художник Содерберг издевается не только над самим героем, но и над всей корпоративной культурой. Только нежеланием зрителей смотреть после работы фильм про офисную жизнь можно объяснить тот факт, что фильм собрал всего $41 млн в прокате.

 

 

«Солярис»

2002

Подтверждение, что киноманы — самые унылые люди на свете. Разрываемый между желанием открыть современному поколению «Солярис» Тарковского и сказать что-то новое, Содерберг как будто оказался скованным чужим величием и снял максимально скучный фильм, который, лишенный контекста, смотрится абсолютно мертвым. В пересказе Содерберга старый шедевр даже проиграл, вдруг оказавшись пустой поверхностью — набором сцен с «космическими» интерьерами, на фоне которых Джордж Клуни неуклюже произносит выспренние тексты.

 

 

«Че»

2008

Казалось бы, Содерберг — идеальный режиссер для байопика о Че Геваре, а Бенисио Дель Торо, заслуженно получивший приз за лучшую роль на Каннском кинофестивале, как будто родился, чтобы сыграть аргентинского марксиста. Все же к концу 2000-х пик популярности мифа о Че Геваре уже был позади, и вышедший в двух частях фильм собрал в мировом прокате всего $1,8 млн. Содерберга даже упрекали в том, что, сняв романтизированные истории из жизни революционера, он сделал недостаточно эпохальный фильм, как бы преуменьшив значение своего героя.

 

 

«Пузырь»

2005

Между очередными «Друзьями Оушена» Содерберг явно отдыхал от звездного блеска на скромных картинах («Пузырь» собрал в прокате всего $262 тыс. — меньше, чем любой другой фильм режиссера) о простых и очень бедных людях. Формально по сюжету «Пузырь» — детектив, рассказывающий в основном о вечере перед убийством. На самом деле Содерберга явно мало интересует, кто именно убил — ему гораздо важнее причины, по которым бесперспективная работа на фабрике по изготовлению кукол за гроши с Макдоналдсом на обед приводит к преступлению.

Кадр из фильма «Пузырь»
© kinopoisk.ru

 

 

«Тринадцать друзей Оушена»

2007

Хотя фильмы Содерберга про друзей Оушена по жанру — криминальные комедии, их отличают последовательно придуманные романтические линии. В первом фильме было важно, что к Джорджу Клуни возвращается бывшая жена Джулия Робертс. Во втором Кэтрин Зета-Джонс променяла хорошую карьеру на Брэда Питта. В третьем романтический интерес получает Мэтт Дэймон. Шутка заключается в том, что Эллен Баркин на 16 лет старше Дэймона. Содерберг нарушает негласное голливудское правило о том, что женщина киногероя должна быть его младше. В остальном третий «Оушен» мало что добавляет к первому и хуже всех прошел в прокате, собрав $311 млн, на чем франшиза прекратила свое существование.

 

 

«Анатомия Грэя»

1996

Названный из-за фамилии героя как известный учебник анатомии, фильм состоит из монологов актера Сполдинга Грэя о своем редком глазном заболевании с фрагментами интервью с врачами. Строго для преданных поклонников Грэя и Содерберга.

 

 

«12 друзей Оушена»

2004

После того, как «11 друзей Оушена» собрали блокбастерную сумму в прокате, Содерберг расслабился и выстроил сиквел вокруг истории о возвращении украденных у Энди Гарсии денег в первом фильме, что само по себе не делает вторую часть оригинальной. Напуганные бывшей жертвой друзья летят в Европу, где их ждет почти карикатурный злодей-вор Венсан Кассель и новая подруга Брэда Питта, работающая на «Европол» Кэтрин Зета-Джонс, которая нарушает профессиональную этику, встречаясь с преступником. Все эти штампы разбавлены одной смешной постмодернистской сценой, где Джулия Робертс в роли Тесс выдает себя за настоящую Джулию Робертс и сталкивается с настоящим Брюсом Уиллисом, которого играет Брюс Уиллис.

 

 

«Хороший немец»

2006

Очередной эксперимент Содерберга, решившего снять черно-белую драму в духе послевоенного «Зарубежного романа» Билли Уайлдера. Кастинг безупречен — никто из нынешних звезд не походит больше на актеров золотой эпохи, чем Джордж Клуни и Кейт Бланшетт. Но фильм так и остался пустым экспериментом, и зрители это подтвердили — «Хороший немец» принес в прокате меньше $6 млн.

 

 

«Кафка»

1991

После триумфального дебюта «Секс, ложь и видео» Содерберг вторым фильмом заявил, что не мечтает о мэйнстримной славе. Наоборот, псевдобайопик Кафки стилистически отсылает к немецкому экспрессионизму, что, естественно, не могло не отпугнуть зрителей 90-х. Содерберг попадает здесь в ловушку, из которой потом будет эпизодически выбираться — некоторые его проекты лучше выглядят в теории, на бумаге, чем воплощенными на экране. Во всяком случае, так случилось с идеей снимать истории из жизни Кафки как сюжеты его книг — писатель в исполнении Джереми Айронса выглядит глупее, чем его произведения.

 

 

«Во всей красе»

2002

Вышедший с очень уместным к подходу Содерберга к работе киноманско- ироничным слоганом «Кино о кино для зрителей, которые любят кино», «Во всей красе» притворяется фильмом Роберта Олтмена о хаотичной жизни работников Голливуда. Фрагментарный, бестолковый и снятый как будто в перерывах между работой над другим фильмом получше, «Во всей красе» смотрится так, будто получившая «Оскар» за «Эрин Брокович» Джулия Робертс из благодарности пообещала Содербергу сняться в его следующей картине, и он быстро написал, что пришло в голову, назвав это сценарием.

Кадр из фильма «Во всей красе»
© kinopoisk.ru

 

 

«Шизополис»

1996

В середине 90-х Содерберг заразился европейским вирусом «Догмы-95» и снял хулиганский эксперимент, перед которым предложил зрителям «смотреть этот фильм, пока его не поймете». Зрители остались равнодушными к призыву, и через два года Содерберг снял «Вне поля зрения» с голливудскими звездами, таким образом вступив в самый коммерчески успешный и консервативный период своей карьеры, осознав, что путь непонятого художника не для него.

Кадр из фильма «Шизополис»
© kinopoisk.ru