Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Кино Все фильмы Кристофера Нолана от лучшего к худшему
Кино
Все фильмы Кристофера Нолана от лучшего к худшему
© kinopoisk.ru
Вышедший в прокат 20 июля «Дюнкерк» — десятая по счету картина Нолана и его первая, снятая на основе реальных событий. Подходящий повод составить рейтинг его фильмов, среди которых все же нет «худших» — есть интересные, новаторские, спорные и потрясающие.

«Темный рыцарь» (2008)

Именно во второй части своей трилогии о Бэтмене Кристофер Нолан показал, что Брюс Уэйн — интереснее простого героя комикса, а Джокер — сложнее любого злодея. Хит Леджер в процессе подготовки к роли изучал не комиксовую традицию, а немое кино — например, ленту «Человек, который смеется» 1928 года, а в одной сцене на лице сыгравшего дворецкого Альфреда (Майкл Кейн) виден настоящий, а не сыгранный испуг при виде Джокера. Леджер посмертно получил «Оскар» — редчайший случай для исполнителя роли комиксового персонажа. Конечно, все потому, что Нолан снял, казалось бы, легкий жанр как психодраму и одновременно — актуальное искусство. «Темный рыцарь» — это фильм об Америке после 11 сентября и в самый разгар правления малокомпетентного Буша-младшего, времени, когда, с одной стороны, страна готова пойти за любым харизматичным злодеем, с другой — люди нуждаются в альтернативной власти и защитнике в лице супергероя. Нолан выразил это состояние нации лучше, чем кто бы то ни было.

 

 

«Помни» (2000)

Нолан прославился именно после выхода этого триллера, в котором герой Гая Пирса Леонард страдает потерей кратковременной памяти (позже это заболевание будет высмеяно в блокбастере Pixar «В поисках Немо»), поэтому каждое утро восстанавливает события, связанные с убийством жены. Зрители вспоминают по ходу фильма случившееся с Леонардом одновременно с ним — так Нолан заявил о себе как об авторе, который любит нарушать привычное линейное повествование и манипулировать временем и информацией для достижения лучшего эффекта. The New York Times написала о «Помни»: «Представьте себе нуар 1950-х, снятый по сценарию Борхеса». После этого фильма к Нолану стали относиться как к режиссеру, который не думает шаблонно и может нарушать все правила, что он позже и делал неоднократно.

 

 

«Дюнкерк» (2017)

Новый фильм Нолана об эвакуации окруженных немцами на французском пляже союзных войск получил 96 баллов на агрегаторе критических мнений Metacritic и уже объявлен лучшей картиной режиссера. «Дюнкерк» действительно впечатляет — пляж показан как чистилище, где пытаются выжить 17-летние дети, а лучшая из трех сюжетных линий, из которых и состоит фильм, держится не на звездах Томе Харди, Кеннете Бране, Марке Райлэнсе и Киллиане Мерфи, а на новичке Финне Уайтхеде в роли рядового Томми. И все же от просчитанной безупречности «Дюнкерка» устаешь — Нолан даже в трилогии про комиксового Бэтмена лучше прописывал героев. Новый же фильм как будто снят не о реальных людях, которые пытаются выжить любой ценой, а о процессе выживания как таковом.

 

 

«Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)

В каком-то смысле Нолан шесть лет назад предсказал Трампа — человека не из существующей политической системы, который придет к власти под популистские лозунги. Именно так выглядит злодей в респираторной маске Бэйн (Том Харди), который отправит Бэтмена в тюрьму своего детства, чтобы тот повторил его путь, на своей шкуре испытал его страдания и выбрался на свободу. Нолан закончил трилогию ложным трагическим финалом (Брюс Уэйн взрывается вместе с бомбой у всех на виду, спасая Готэм-сити), счастливым финалом (Уэйн, Женщина-кошка и Альфред прекрасно проводят время в добровольной европейской ссылке, отойдя от дел) и намеком на следующий фильм, в котором Робин (Джозеф Гордон-Левитт) наследует Бэтмену. Идеальный конец.

 

 

«Бессонница» (2002)

Редкий пример удачного американского ремейка европейского фильма (в данном случае — норвежского триллера) о морально небезупречном детективе (Аль Пачино), расследующем убийство на Аляске. Уилл в тумане убивает не преступника, а напарника, но, возможно, это не случайность — у жертвы был на коллегу компромат. Нолану явно нравился его далекий от совершенства герой — он скорее сочувствует Уиллу, а не осуждает его нравственный распад.

 

 

«Начало» (2010)

Между двумя «Темными рыцарями» Нолан снял то, о чем другие голливудские режиссеры только мечтают — оригинальный блокбастер о самой иллюзорной вещи в мире — проникновении в чужие сны — с отсылками к греческой мифологии. Например, архитектора Ариадну (Эллен Пэйдж) зовут как дочь царя Миноса, которая помогла Тесею выбраться из лабиринта Минотавра. Именно этим фильмом Нолан доказал, что можно снять «умную» кассовую картину, не основанную на комиксе или компьютерной игре.

 

 

«Интерстеллар» (2014)

Самый амбициозный фильм Нолана о человеческой мечте улететь со своей никчемной планеты посвящен тому, что в итоге несовершенный человек все равно состоит из плоти и крови, обреченно связан со своими корнями и не может не вернуться в свое прошлое. Во время выхода картины в прокат многие упрекали режиссера в том, что он хотел «быть Кубриком», а оказался Шьямаланом не лучшего периода. И все равно в «Интерстелларе» есть сцены поразительной красоты и мощи.

 

 

«Бэтмен: Начало» (2005)

Студия Warner Bros. на восемь лет забыла о Бэтмене после фиаско с четвертой частью в 1997-м. Нолан пересмотрел историю Человека-летучей мыши полностью и начал рассказывать ее сначала — со смерти родителей и превращения ребенка в супергероя. У фильма много недостатков — от навязанной Нолану продюсерами вечно горестной Кэти Холмс в роли подруги Бэтмена до восточных единоборств, которые именно этому мифу не идут. Картина оказалась прологом, обещанием будущих более интересных событий, которые позже не разочаровали.

 

 

«Престиж» (2006)

Неожиданный костюмный фильм Нолана — два известных иллюзиониста, американец (Хью Джекман) и англичанин (Кристиан Бэйл) соперничают за внимание публики в викторианском Лондоне. Это борьба талантливого шоумена с профи, который не умеет себя подавать, но, кажется, Нолана гораздо больше интересует фигура Николы Теслы (Дэвид Боуи), чьи «чудеса» оказались гораздо важнее для развития человечества, чем цирковые фокусы. Писатель Кристофер Прист, по чьей книге поставлен фильм, обругал Нолана, который «хочет быть Кубриком, а ему идет оставаться Хичкоком» и обвинил его картины в скуке и претенциозности.

 

 

«Преследование» (1998)

Формально самый слабый фильм Нолана для дебюта смотрится очень солидно. В истории о начинающем писателе, который следит за прохожими и знакомится с опытным домушником-философом, уже видна склонность режиссера к кинематографическому вуайеризму. Нолан снимал «Преследование» на протяжении года по субботам, в основном в доме своих родителей — идеальный пример для молодых кинематографистов, которым не нужно ждать возможности делать кино. Нужны только хорошая идея и желание.