Стиль
Впечатления Какое настоящее чудо может совершить «Чудо-женщина»?
Стиль
Впечатления Какое настоящее чудо может совершить «Чудо-женщина»?
Впечатления

Какое настоящее чудо может совершить «Чудо-женщина»?

Кадр из фильма «Чудо-женщина»
Кадр из фильма «Чудо-женщина»
1 июня в прокат выйдет экранизация комикса о, пожалуй, самой популярной супергероине в истории поп-культуры. Чудо-женщина шла к «личному» фильму долго, а попытки ее товарок добиться успеха в кино были не очень успешными. Почему же этот фильм так важен?

Кинокомикcы многие считают легковесным, даже детским жанром. Это, конечно, неправда. Комиксы с их прямыми отсылками к мифам Древней Греции (Чудо-женщину зовут Дианой, и она дочь самого Зевса) комментируют эпоху, в которую были сняты, не меньше политических драм — сравните Бэтмена Тима Бёртона времен моды на критику пострейгановской Америки с Темным рыцарем Кристофера Нолана в век терроризма.

Как и другие жанры — вестерн или боевик, — кинокомиксы долго считались историями о мужчинах-защитниках, которым полагалась красивая подруга как награда за умение пользоваться своими суперспособностями во благо. Иногда, как у нищего Человека-паука или, наоборот, богатого Бэтмена, суперсила только подогревала романтический интерес. Впрочем, и тут спасибо феминистскому движению 1960-70-х — Чудо-женщина появилась на экране — правда, малом — довольно рано, в 1975-м, даже раньше, чем Супермен в кино. Три сезона с Линдой Картер в роли Чудо-женщины шли на протяжении пяти лет, и можно назвать гениальным в своей естественности появление 65-летней легенды на премьере новой киноверсии «Чудо-женщины» в Лос-Анджелесе рядом с нынешней исполнительницей той же роли Галь Гадот.

Галь Гадот в роли Чудо-женщины
Галь Гадот в роли Чудо-женщины

Прогресс в кино начался уже в 1992-м, когда Тим Бёртон показал в «Возвращении Бэтмена» Женщину-кошку как не зависящую от мужчин героиню, не стопроцентно положительную, но и не злодейку. Этот сложный для обычно прямолинейных блокбастеров образ женщины, в которой вызов общественным условностям прекрасно сочетался с желанием тихой семейной жизни, быстро уступил в мире Бэтмена место привычным одномерным женским ролям. «Возвращение Бэтмена» собрало в прокате меньше первой части, и женщины в бэтмениане снова поделились на хороших девочек в исполнении Николь Кидман, Алисии Сильверстоун и Эль Макферсон и злодеек вроде Умы Турман в роли Ядовитого Плюща.

К середине нулевых, когда производство кинокомиксов, в том числе с сильными персонажами женского пола, было поставлено на поток («Люди Икс», «Человек-паук», «Сорвиголова», и еще учтите — это случилось до того, как Marvel основал собственную кинокомпанию), и жанр стал одним из самых прибыльных, были сняты «Женщина-кошка» (2004) и «Электра» (2005) о супергероинях, ставших популярными в кинокомиксах о героях-мужчинах.

Кадр из фильма «Электра»
Кадр из фильма «Электра»

Оба фильма провалились: «Женщина-кошка» при бюджете $100 млн собрала в мировом прокате всего $82 млн, «Электра» (бюджет — $43 млн) — всего $56 млн.

Коммерческий провал и критическая ругань были настолько сильны, что исполнительница роли Женщины-кошки Холли Берри даже лично пришла получать «Золотую малину» за худшую актерскую работу года, признавшись, что согласие сниматься в фильме было самой большой ошибкой в ее жизни. Казалось бы, судьба супергероини в кино не сложится никогда — коммерческий провал плохо сделанных фильмов означал конец женского кинокомикса, а не стимул снимать хорошие картины.

Кадр из фильма «Женщина-кошка»
Кадр из фильма «Женщина-кошка»

Помощь пришла откуда не ждали — от экранизаций литературы young adult, на несколько лет ставших одной из главных кормушек Голливуда десятых годов. «Голодные игры» (2012-2015) с Дженнифер Лоуренс в главной роли оказались одной из самых прибыльных кинофраншиз в истории кино с главной героиней на месте традиционного героя. Вторая часть в 2013 году принесла в мировом прокате $865 млн, а это уже уровень «Властелина колец» и «Гарри Поттера». Примерно в это же время во вторую часть «Железного человека» ввели Черную вдову в исполнении Скарлетт Йоханссон. Зрители приняли новую героиню с восторгом, и Черная вдова стала расширять свое влияние внутри вселенной Marvel, не уступая своим коллегам-мужчинам по двум «Первым мстителям» и двум «Мстителям». Стало понятно, что Черная вдова заслужила отдельное кино, особенно если учесть «сольный» кассовый успех Скарлетт Йоханссон в «Люси». После долгих обсуждений и обещаний Marvel… отказался снимать «Черную вдову». Поклонники пошумели и успокоились, пока на арене не появился конкурент марвеловской вселенной — DC Comics, в прошлогоднем «Бэтмене против Супермена» которого Галь Гадот ​дебютировала в роли Чудо-женщины. И тут же стало понятно, что перед нами готовая звезда.

Так, через 40 лет после телевизионной «Чудо-женщины», больше чем через десятилетие после провалов «Женщины-кошки» и «Электры» и через пять лет после выхода в прокат первых «Голодных игр» на экранах появляется сольная экранизация комикса о супергероине. И в этой ленте, кажется, все сделано так, как нужно. Вплоть до того, что ее сняла женщина, режиссер Пэтти Дженкинс, в работе над блокбастерами не замеченная. Она выпустила всего один низкобюджетный фильм «Монстр», и то 14 лет назад, и с тех пор работала на ТВ. Сам факт, что потенциальный летний блокбастер с бюджетом $120 млн сняла женщина, полтора десятилетия назад сделавшая один артхаусный фильм, меняет все привычные представления об осторожном в том, что касается денег и женщин, Голливуде.

В последние годы женщины предъявляют киноиндустрии все больше претензий. Помимо сексистского эйджизма, из-за которого мужчины продолжают сниматься в ролях экшн-героев и за 60, а 35-летним женщинам уже предлагают гораздо хуже оплачиваемое, чем главные роли, амплуа матерей, это и неравная оплата, и в целом меньшее количество снимаемых картин с женщинами в главных ролях. В случае коммерческого успеха «Чудо-женщина» может совершить целую революцию. Во-первых, другие супергероини вроде Черной вдовы или Джин Грей из «Людей Икс» наконец тоже получат сольные проекты. Во-вторых, большему количеству женщин-режиссеров станут доверять высокобюджетные фильмы — сейчас таких можно пересчитать на пальцах одной руки. В-третьих, мейнстримных фильмов с сильными героинями вроде выходящей этим же летом «Взрывной блондинки» с Шарлиз Терон, станет больше, и Голливуд в целом признает, что половина населения Земли заслуживает, чтобы с ней считались.

Эта битва за право видеть на экране женщину не подругой главного героя, а полноценной личностью, которая умеет бороться за свои права и убеждения, длится так давно, что в какой-то момент не может не привести к коммерческому успеху картины, способной изменить гендерный баланс. Осталась самая малость — чтобы все, кто до сих пор жаловался на отсутствие хороших экшн-фильмов для женщин, купили билет в кино.