Стиль
Впечатления Beat Film 2017: 10 фильмов на 10 дней фестиваля
Впечатления

Beat Film 2017: 10 фильмов на 10 дней фестиваля

Фото: 2017.beatfilmfestival.ru
25 мая начинается восьмой по счету фестиваль Beat Film, выросший в один из крупнейших смотров документального кино в России. В этом году в расписании 35 картин в девяти программах. «РБК Стиль» отобрал 10 лент, которые стоят того, чтобы их увидеть.

Фестиваль Beat Film начинался как смотр документального кино о музыке. Но в 2016 году расширил свои границы и тематику. «Фестиваль движется в сторону классного документального смотра, на котором есть место фильмам не только о музыке, но и о культурной повестке в целом. Причем под культурой мы понимаем не только традиционное искусство, такое как литература или музыка. В ней может быть все, что интересует современного человека», — рассказывала «РБК Стиль» сооснователь фестиваля Алена Бочарова.

В этом году на Beat Film покажут 35 картин, среди которых будут ленты с участием Дэвида Боуи, Игги Попа, Кейт Бланшетт, Мишеля Уэльбека, Рикардо Виллалобоса, Леонарда Коэна, Major Lazer и Laibach. «РБК Стиль» изучил программу и выделил фильмы, которые определенно стоит посмотреть.

 

 

Программа «Национальный конкурс»

«Непрекращаемый разговор. Мамлеев»

Режиссер: Валентина Антонова, Дмитрий Мамулия

«Смерть для меня — это буря, в которую надо войти, чтобы увидеть жизнь, иначе жизнь не показывает себя, прячется. Она живая — смерть». Сам Дмитрий Мамлеев «слился с бурей» осенью 2015 года, а в 2016-м была закончена картина Валентины Антоновой и Дмитрия Мамулии. Писатель играет в ней ключевую роль. Сквозь призму зрения Мамлеева легко увидеть полвека жизни Москвы и ощутить хаотичный дух семидесятых годов. Камера всегда идет вслед за рассказом писателя, показывает знаковые для него места в столице и ее окрестностях. Фильм построен не просто на интервью с Мамлеевым, но скорее как игровое кино — герой оказывается в тех местах, куда мог бы попасть персонаж его произведений. А еще своим хриплым голосом писатель рассуждает все о той же смерти: «Она выбирает, ищет себе избранных. И когда находит, ничего не делает, только смотрит, долго смотрит. И это ее смотрение есть ее дело. Дело смерти — смотреть».

Фото: 2017.beatfilmfestival.ru

 

«Насквозь»

Режиссер: Ольга Привольнова

По Транссибирской магистрали мчится поезд «Москва—Владивосток». В нем — пассажиры со своими судьбами и размышлениями и первокурсники Школы-студии МХАТ, для которых две недели дороги — первое учебное задание. Каждый день они должны выпытывать из незнакомых пассажиров их жизненные истории, которые позже смогут превратить в вербатим. Под звук колес молодые парни и девушки выслушивают чужие трагедии и потрясения и сталкиваются с настоящей жизнью. Пока юные «брусникинцы» мучительно пытаются понять, кто они в первую очередь — сочувствующие люди или запечатлевающие авторы — режиссер-документалист Ольга Привольнова запечатлевает их. «Насквозь» — документальный киноэксперимент над документальным театральным экспериментом.

Фото: 2017.beatfilmfestival.ru

 

 Программа «Место действия»

«Рем»

Режиссер: Томас Колхас

Рем Колхас — архитектор и урбанист с мировым именем, основатель бюро ОМА и автор проекта реконструкции павильона «Времена года» в Парке Горького, куда в 2015 году переехал Музей современного искусства «Гараж». Фильм о знаменитом голландце снял его сын — Томас Колхас. И, по мнению The Guardian, из него получился «очень глубокий и трогательный портрет Рема глазами сына, восхищающегося отцом». По словам самого режиссера, это история об архитектуре и о человеке внутри нее. Рассказать об отце Томас попытался через созданные им объекты — небоскреб De Rotterdam, публичную библиотеку Сиэтла и здание CCTV в Пекине.

 

 Программа «Художник за кадром»

«Манифесто»

Режиссер: Юлиан Розефельдт

Фильм «Манифесто» немецкого художника Юлиана Розефельдта — остроумный коллаж из тринадцати сцен, разыгранных Кейт Бланшетт. В каждой из них оскароносная актриса перевоплощается в нового персонажа — от бездомного и балерины до рок-звезды и школьной учительницы. Бланшетт читает тексты главных художественных манифестов XX века — авторства Казимира Малевича, Андре Бретона, Джима Джармуша, Ларса фон Триера и других. Новые обстоятельства прочтения поднимают вопросы о том, как со времени их написания изменилось соотношение между политикой, искусством и жизнью.

 

«День независимости»

Режиссер: Мортен Тровик, Угис Ольте

В августе 2015 года словенская группа Laibach выступила в Северной Корее. Два концерта состоялись в столице страны Пхеньяне и вошли в тур, посвященный 70-й годовщине освобождения Кореи от японского колониализма. Фильм «День независимости» — хроника путешествия словенцев в КНДР. В тоталитарной стране Laibach сыграли программу из американского мюзикла «Звуки музыки», а зрители не понимали, как реагировать на музыку. Все происходящее на камеру снял норвежский режиссер Мортен Тровик, который сам называет свое искусство «гипертеатром».

 

 Программа «Ночные животные»

«Рейв в Иране»

Режиссер: Сюзанн Мейерс

По современному Тегерану — с чайными садами, золотыми закатами и фейсбуком через анонимайзер — едут двое молодых парней: Ануш и Араш. Они нервно курят и высматривают полицию, потому что в их багажнике — вертушки. У них заготовлена легенда про свадьбу родственника, но страшная правда состоит в том, что они диджеи, играют хаус, называются Blade & Beard и регулярно проводят секретные танцы, куда просят подружек взять хиджаб на случай рейда. В стране, где электронная музыка фактически запрещена, немецкий режиссер Сюзанн Майерс снимала на айфон, спрятанный в карман с дыркой. А карты памяти для камеры вывозила из страны в лифчике.

 

 Программа «Поездки за город»

«Леонард Коэн: птичка на проводе»

Режиссер: Тони Палмер

С 18 марта по 21 апреля 1972 года Леонард Коэн провел большой европейский тур по 20 городам. Выступления тогда состоялись в Лондоне, Париже, Стокгольме, Вене, Амстердаме, Копенгагене, Берлине, Иерусалиме и не только. Вместе с Коэном в тур отправился британский режиссер Тони Палмер. Он снимал все: бытовые подробности, разговоры в гримерке, скандал в Берлине, где фанаты требовали вернуть деньги за билет, нервный срыв артиста во время концерта в Тель-Авиве. Коэн остался недоволен фильмом, его отказывался ставить в эфир BBC, долгое время пленка вообще считалась утерянной. На большом экране фильм «Леонард Коэн: птичка на проводе» впервые был показал уже после смерти музыканта. А до этого Палмер восстановил пленку из более чем нескольких тысяч разрозненных фрагментов.

Фото: 2017.beatfilmfestival.ru

 

«Письма из Багдада»

Режиссер: Сабина Крайэнбюль, Зева Оэлбаум

Гертруда Белл — британская путешественница и шпионка, писательница и археолог. Ее называли «королевой пустыни», а немецкий режиссер Вернер Херцог в 2015 году представил на Берлинском кинофестивале фильм-биографию, роль Гертруды в котором сыграла Николь Кидман. Документальная лента «Письма из Багдада» — тоже реконструкция жизни Белл, основанная на ее дневниковых записях и письмах. Кроме того, в картину вошли архивные съемки арабских городов, бытовые зарисовки столетней давности и фотографии, сделанные самой британкой.

 

 Программа «Последствия медиа»

«Город призраков»

Режиссер: Мэттью Хайнеман

В 2013 году сирийский город Ракка был захвачен войсками террористической организации «Исламское государство» (запрещена на территории России), а в 2014-м превратился в ее столицу. Несколько местных активистов решили, что со злом надо бороться, например, рассказав о нем миру. Вскоре видеоролики законспирированной группы «Ракку истребляют в тишине» стали привлекать внимание западных газет и телеканалов, а на участников группы началась охота. Фильм о гражданском и журналистском подвиге членов группы снял Мэттью Хайнеман. Американский режиссер наиболее известен двумя своими работами: «Землей картелей» и «Избежать пожара: Борьба за спасение американской системы здравоохранения». С премьеры первой на кинофестивале Sundance в 2015 году Хайнеман увез награду за лучшую режиссерскую работу, а после получил номинацию на премию «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм».

Фото: 2017.beatfilmfestival.ru

 

 Программа «Дивный новый мир»

«Брекзитания»

Режиссер: Тимоти Джордж Келли

Режиссер Тимоти Джордж Келли нарисовал портрет современной Британии, проголосовавшей за выход из Европейского союза. Лента разделена на две части — интервью с представителями рабочего класса и с интеллектуалами. Сначала самые разные люди рассказывают, почему они и их знакомые голосовали за «брекзит» или против него. Одни не желают стандартизации огурцов в магазинах, другие опасаются мигрантов и террористов, третьим важно сохранить свою национальную валюту и суверенитет британского королевства. Затем к анализу приступают эксперты. Тимоти Джордж Келли несколько раз сотрудничал с Россией, снимая видео про серию вечеринок «Скотобойня» и музыкальное комьюнити Johns’ Kingdom.