Кино 11 женщин-режиссеров, меняющих кино в этом году
Кино
11 женщин-режиссеров, меняющих кино в этом году
Дениз Ди Нови, Ники Каро и Николь Гарсия
© Gregg DeGuire/WireImage; Matthew Eisman/Getty Images; Marc Piasecki/Getty Images
13 апреля в прокат вышла «Жена смотрителя зоопарка» новозеландки Ники Каро. Какие еще фильмы, снятые женщинами, стоит непременно смотреть в этом году, рассказывает кинообозреватель «РБК Стиль» Геннадий Устиян.

Режиссер — едва ли не самая мужская кинопрофессия. За всю историю только одна женщина получила «Оскар» в номинации «лучший режиссер» — Кэтрин Бигелоу, и было это целых семь лет назад. Но положение постепенно улучшается — например, самый титулованный европейский фильм прошлого года «Тони Эрдманн» снят немкой Марен Аде. Ниже — фильмы, которые нужно смотреть в этом году, если в кино вас интересует крепкая женская режиссерская рука.

 

«Жена смотрителя зоопарка»

Режиссер Ники Каро

Новозеландку Ники Каро знают и любят давно — ее драма «Оседлавший кита» (2002) получила кучу призов, а сыгравшая главную роль упрямой девочки маори Кейша Касл-Хьюз даже номинировалась на «Оскар». С тех пор Каро сняла в Америке несколько пристойных фильмов — «Северная страна» с Шарлиз Терон, «Тренер» с Кевином Костнером — а 13 апреля в российский прокат выходит ее свежая военная драма «Жена смотрителя зоопарка», где героиня Джессика Честейн укрывает в подвале евреев во время фашистской оккупации Варшавы.

Почему с этой работой лучше справилась женщина:

Сюжет о спасении евреев семейной парой у Каро получился историей именно женщины, которая готова терпеть приставания немецкого офицера (Даниэль Брюль) ради благого дела. Как выясняется в финале, терпение того стоило.

 

 

«Иллюзия любви»

Режиссер Николь Гарсия

Французская актриса и режиссер Николь Гарсия успешно снимает вот уже три десятилетия. В драме, прошедшей в российских кинотеатрах в январе этого года, героиня Марион Котийяр, вышедшая замуж за нелюбимого мужчину Габриэлла, встречает в санатории раненного на Вьетнамской войне ветерана Андре (Луи Гаррель). Порывистая Габриэлла не раздумывает, что выбрать между долгом и влюбленностью, но реальность не стремится подстроиться под планы наивной, почти не имеющей опыта женщины.

Почему с этой работой лучше справилась женщина:

Марион Котийяр удачно сотрудничала со многими известными режиссерами-мужчинами — Кристофером Ноланом, Робертом Земекисом, братьями Дарденнами и другими. Но именно у Гарсии ей удались отчаянные ноты обманутой в ожиданиях Габриэллы.

 

 

«БайБайМэн»

Режиссер Стэйси Тайтл

Вышедший этой весной в прокат хоррор — доказательство, что женщины могут преуспеть в жанре, традиционно считающемся «мужским». Стэйси Тайтл еще в 1995-м сняла черную комедию с участием Кэмерон Диаз, где милым либералам пришлось доказывать свои убеждения, физически убивая политических оппонентов. Сейчас она сделала более традиционный ужастик.

Почему с этой работой лучше справилась женщина:

Хотя главные роли, как это обычно и принято в фильмах ужасов, играют подростки, Стэйси Тайтл посвятила несколько выделяющихся на общем фоне картины сцен любимым актрисам Кэрри-Энн Мосс и Фэй Данауэй — сейчас, в эпоху, когда все актрисы за 40 жалуются на отсутствие работы, это называется женской солидарностью.

 

 

«Наваждение»

Режиссер Дениз Ди Нови

В режиссуру как правило приходят сценаристы или выпускники киношкол, после нескольких фильмов уже мечтающие о продюсерстве. Дениз Ди Нови поступила ровно наоборот. Сделав продюсерскую карьеру еще в начале 1990-х и поработав с Тимом Бёртоном на его лучших ранних фильмах («Эдвард Руки-ножницы», «Бэтмен возвращается» и «Эд Вуд»), Ди Нови только сейчас дебютировала с триллером «Наваждение», в котором Кэтрин Хайгл преследует новую жену своего бывшего мужа Розарио Доусон. Фильм выходит в российский прокат 20 апреля.

Почему с этой работой лучше справилась женщина:

Потому что каждая женщина была на месте или нынешней жены, или бывшей.

 

 

«Париж подождет»

Режиссер Элинор Коппола

Прожив больше полувека с Фрэнсисом Фордом Копполой и вырастив детей, которые тоже стали известными кинематографистами, Элинор Коппола решила сама податься в кино, сняв в 80 лет свой игровой дебют. Жена успешного продюсера (Дайан Лэйн) переосмысливает свою жизнь во время двухдневной автомобильной поездки вместе с деловым партнером мужа (Арно Вьяр) из Канн в Париж. Фильм в российском прокате с 18 мая.

Почему с этой работой лучше справилась женщина:

Потому что только будучи женой Копполы можно снять идеальный фильм о простых радостях европейской жизни — после долгих лет борьбы с голливудскими продюсерами за цельность режиссерского видения. Элинор Коппола знает об этом не понаслышке.

 

 

«Чудо-женщина»

Режиссер Пэтти Дженкинс

Даже в этом ряду интересных и даже выдающихся режиссеров Дженкинс, которая дебютировала в кино фильмом «Монстр», принесшим «Оскар» Шарлиз Терон, стоит отдельно. Именно она первой из женщин получила возможность снять высокобюджетную «Чудо-женщину», на которую возлагают надежды все поклонники комиксов DC после дебюта Галь Гадот в роли супергероини в прошлогоднем «Бэтмене против Супермена». Если «Чудо-женщина» будет коммерчески успешной (а мы это узнаем после 1 июня, когда она выйдет в прокат), Дженкинс пробьет брешь для остальных женщин, которые хотят снимать масштабные экшн-фильмы.

Почему с этой работой лучше справилась женщина:

Потому что оставьте Супермена и Бэтмена мужчинам. Женщины лучше знают, какими хотят видеть свою супергероиню.

 

 

«Весь этот мир»

Режиссер Стелла Мэги

Чернокожая канадка Стелла Мэги в прошлом году дебютировала в режиссуре семейной драмой «Джин из рода Джонсов». С 15 июня в российских кинотеатрах можно будет посмотреть ее экранизацию бестселлера Николы Юн о 18-летней Мэдди, мечтающей уехать к океану с симпатичным соседом, несмотря на редкую хроническую форму аллергии, из-за которой ее может убить любой вирус.

Почему с этой работой лучше справилась женщина:

А кто лучше поймет страдания юной чернокожей затворницы поневоле, как не чернокожая девушка, наконец получившая возможность снимать кино, причем с огромным коммерческим потенциалом?

 

 

«Очень плохие девчонки»

Режиссер Люсия Аньелло

Снимавшая до сих пор сериалы Аньелло дебютировала в кино фильмом (в прокате с 13 июля), у которого есть все шансы стать главной девичьей комедией лета. Скарлетт Йоханссон, Кейт МакКинон и Зои Кравиц играют подруг, которые случайно убивают стриптизера на девичнике, и девушкам нужно что-то срочно делать с трупом. 

Почему с этой работой лучше справилась женщина:

А кому еще снимать фильмы о женской дружбе? Если «Очень плохие девчонки» хорошо пройдут в прокате, то у Аньелло есть все шансы стать главным комедиографом женского пола в Голливуде.

 

 

«Берлинский синдром»

Режиссер Кейт Шортланд

Автор фильмов «16 лет. Любовь. Перезагрузка» и «Лоре», австралийка Кейт Шортланд сняла страшный триллер (в кино с 20 июля) о своей соотечественнице Клер, которая познакомилась в Берлине на улице с симпатичным парнем, оказавшимся маньяком-убийцей.

Почему с этой работой лучше справилась женщина:

Триллеров о маньяках много. Триллеров, после которых любая зрительница не захочет больше никогда, как Мэдди из «Всего этого мира», покидать свой дом и заговаривать с незнакомцами, — не очень.

 

 

«Роковое искушение»

Режиссер София Коппола

Едва ли не самый состоявшийся кинематографист в этом списке (забавно ее соседство с матерью-дебютанткой Элинор) еще в своем режиссерском дебюте 1999 года «Девственницы-самоубийцы» рассматривала мужчин как нарушителей покоя девичьей жизни. Теперь сама Коппола и ее героини повзрослели — пригревшие раненого солдата (Колин Фаррелл) обитательницы женской школы времен Гражданской войны из благовоспитанных дам (Николь Кидман, Кирстен Данст, Элль Фэннинг) превращаются в змеиный клубок. Фильм выйдет в прокат 27 июля.

Почему с этой работой лучше справилась женщина:

Тема конца женского рая с приходом в него мужчины-искусителя — давняя тема Софии Копполы, и она ее описывает исчерпывающе.

 

 

«О теле и душе»

Режиссер Ильдико Эньеди

61-летний классик венгерского кино, прославившаяся еще в конце 1980-х фильмом «Мой XX век», получила за свою новую картину «О теле и душе» (в прокате с 21 сентября) главный приз последнего Берлинского фестиваля. Это кино о простых истинах — любви и сострадании — его героям, сотрудникам скотобойни, снится один и тот же сон, где они предстают оленями в зимнем лесу.

Почему с этой работой лучше справилась женщина:

Потому что только мудрые женщины обладают способностью мягко, но не банально проговаривать расхожие истины так, как мужчины иногда просто не могут сформулировать.