Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Кино История болезни: как в кино показывают расстройство личности
Кино
История болезни: как в кино показывают расстройство личности
© facebook.com/SplitMovie
Диссоциативное расстройство, при котором в одном человеке уживаются (или нет) сразу несколько личностей — самый кинематографический недуг. К выходу в прокат фильма М. Найта Шьямалана «Сплит» вспоминаем, как это психическое отклонение «лечат» на экране.

«Сплит»
2017

Болезнь как повод для актерского перевоплощения

Можно сколько угодно жаловаться на то, что кино цинично использует человеческое несчастье, чтобы показать нуждающегося во врачебной помощи монстром — диссоциативное расстройство личности совсем не равно криминалу, но все же соблазн использовать его для фильма ужасов слишком велик. И дело не только в том, что страдающие этим психическим отклонением персонажи становятся более сложными злодеями, чем просто маньяк с бритвой. Множественное расстройство дает возможность актеру сыграть сразу нескольких, часто очень разных героев, что и сделал Джеймс МакЭвой в роли Денниса, он же Патриция, он же Барри, он же Джейд и так далее — всего в нем уживаются 23 личности, хотя на экране нам показывают от силы девять.

М. Найт Шьямалан не был бы собой, если бы не превратил историю о таком больном в мистический триллер о сверхчеловеке, в котором зло победило — в конце концов, все его фильмы так или иначе рассказывают о сверхъестественном. Поэтому психотерапевт оказывается в «Сплите» бессильным — когда речь идет о высших силах в угоду кинематографическим эффектам, наука и даже здравый смысл отступают. И это же приподнимание над реальностью в финале разочаровывает — когда включается надуманная надчеловеческая сила, фильм сразу теряет свою подкупающую в начале правдивость сюжета.

И все же МакЭвой сделал потрясающую работу, перевоплощаясь из ребенка во взрослого и из мужчины в женщину иногда прямо в пределах одного крупного плана. Это одна из тех самых ролей, по которым преподают актерское мастерство.

 

 

«Три лица Евы»
1957

Современная женщина в поиске себя

За главную роль в этом вышедшем в прокат ровно 60 лет назад фильме актриса Джоан Вудворд получила «Оскар», на много десятилетий вперед дав героям с диссоциативным расстройством личности фору перед другими, гораздо менее богатыми в плане психологической работы. Образцовая домохозяйка Ева приходит к психотерапевту с невинными симптомами — головной болью и редкими обмороками — и оказывается роковой бунтаркой, смеющейся в лицо мелкобуржуазным условностям.

«Три лица Евы» имел успех в 1950-х, потому что задел давно нывший нерв эпохи, которую принято считать самой благополучной и скучной в истории Америки. Примерная домохозяйка посмотрела на себя в зеркало и увидела лишь ожидающее ее бесперспективное будущее на скамейке перед непонятно зачем образцово ухоженным газоном. Плохая девочка сделала то же самое и обнаружила себя лишенной стабильности и прелестей долгого счастливого брака. Вместе они уже больше напоминали полноценную личность, а при помощи третьей — Джейн — могли даже анализировать себя со стороны и пытаться объяснить мир вокруг. Общество, конечно, хотело видеть Еву той самой, которая в начале пришла к врачу — легко управляемой, немного недовольной своей скучной жизнью домохозяйкой. Такой же, как все. И получило молодежный бунт 1960-х.

 

 

«Психоз»
1960

Диссоциативное расстройство как фрейдистское исследование

Альфред Хичкок был одним из первых коммерчески успешных режиссеров, обратившихся к психоанализу еще в 1940-х. «Психоз» стал встряской для режиссера, который, казалось, в 1950-х погрузился в хоть и очень качественные, но самоповторы. Черно-белый фильм, в первые 40 минут которого жестоко убивают главную звезду Джанет Ли, обновил жанр криминального детектива тем, что убийца совершал преступления, «перевоплощаясь» в покойную маму, иногда бравшую верх в сознании сына, когда он начинал нарушать ее представления о приличиях. Роль Нормана Бэйтса стала вершиной и проклятием актера Энтони Перкинса — его наглый и безумный взгляд в упор навсегда стал олицетворять неожиданно подступающие вспышки насилия, на которые, оказывается, способны благовоспитанные мальчики. Но именно поэтому Перкинс был обречен до конца жизни играть нервных психов и сниматься в гораздо менее талантливо сделанных сиквелах «Психоза».

 

 

«Я, снова я и Ирэн»
2000

Решение проблемы современных мужских фрустраций

Комедиям с Джимом Керри редко воздают должное — в сознании миллионов он «резиновое лицо», получавший огромные гонорары за умение просто смешить. На самом деле многие картины с его участием — от «Лжеца, лжеца» до «Человека, который говорит "да"» — смеясь комментируют современный мир с его двойными стандартами.

В 2000-м Керри воссоединился с авторами «Тупого и еще тупее», братьями Фаррелли, чтобы рассказать историю о госслужащем Чарли, от которого общество на словах ждет, что он будет покорным вежливым гражданином, а реальные встречные и охраняемая им блондинка Ирэн из названия (Рене Зеллвегер) — что он должен вести себя как «настоящий мужик» из старых вестернов. Чарли отвечает на эти противоречивые требования своей «темной стороной» — вероломным хамлом Хэнком, которому ничего не стоит сунуть курицу в заднее место преследующему влюбленную пару копу. Фаррелли показывают раздвоение личности Чарли/Хэнка как реакцию растерянного современного мужчины на двойные стандарты, требуемые для работы и любви, и Керри — один из немногих актеров, кто может совмещать в себе эти две личности легко, для комедии, как и просили.

 

 

«Объединенные штаты Тары»
2009–2011

Легкое улучшение быта

Единственный сериал в этом списке, зато придуманный и написанный Диабло Коуди, получившей в 2008-м «Оскар» за лучший сценарий подростковой трагикомедии «Джуно». Главная героиня Тара (Тони Коллетт) — работающая мать и жена — перестает принимать таблетки от своего диссоциативного расстройства личности, и родные и близкие не всегда уверены, с кем им придется иметь дело в следующую минуту. То распутная часть подсознания захочет совратить мужа своей «хозяйки», то на школьную постановку к детям придет не мать родная, а грубый слесарь, пристающий к другим мамашам.

Но как бы ни жаловались родственники на выкрутасы маминого сознания, это сериал о том, что в современной женщине в принципе обязаны уживаться столько продиктованных обществом личностей, что регулярные всплески болезни — детский сад по сравнению с окружающей Тару реальностью.