Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Кино Режиссер М. Найт Шьямалан о «Сплите» и Джеймсе МакЭвое
Кино
Режиссер М. Найт Шьямалан о «Сплите» и Джеймсе МакЭвое
М.Найт Шьямалан
© Rosdiana Ciaravolo/WireImage
16 марта на экраны вышел «Сплит», новый фильм голливудского режиссера Маноя Найта Шьямалана. «РБК Стиль» поговорил с ним о недрах человеческого сознания, необычной концовке картины и возможном сиквеле.

В карьере 46-летнего Маноя Найта Шьямалана были и головокружительные взлеты, и неприятные падения. После «Шестого чувства» и «Неуязвимого» о нем говорили с придыханием, часто — как о мастере неожиданных развязок. Потом последовала череда неудач — критики разнесли его «Девушку из воды», «Явление» и «Повелителя стихий». А в 2015 году режиссер триумфально вернулся на большие экраны с малобюджетным, но ироничным и захватывающим триллером «Визит». «Сплит», который в России выходит в широкий прокат 16 марта, стал новым триумфом Шьямалана: при бюджете в $9 млн мировые сборы картины составили $248,1 млн. По сюжету главный герой Кевин, страдающий диссоциативным расстройством идентичности, похищает трех школьниц и запирает их в подвале. Девушек пугает не только плен, но и то, что в голове у Кевина уживаются 23 личности — так что героини просто не знают, чего от него ожидать в следующий момент. Почему Шьямалан так заинтересовался психическими расстройствами и ждать ли зрителям продолжения этой истории — узнал «РБК Стиль».

«Сплит» — ваш второй подряд фильм, в котором речь идет о психических расстройствах. Почему вы обратили внимание на эту тему?

Психология всегда меня интересовала, она давала мне возможность взглянуть на мир шире. К тому же моя жена психолог, и когда я был в колледже, то закончил один из этих курсов, чтобы быть с ней на одном уровне, ухаживать за ней, и убедить ее быть вместе со мной. Так что я пошел на курсы и действительно оценил это.

Диссоциативное расстройство идентичности — это серьезная болезнь. Почему вы решили снять об этом фильм ужасов, а не драму?

Вы знаете, для меня это драматическая история. А если говорить о жанре, то я вообще не рассматриваю «Сплит» как фильм ужасов — это больше смесь психологического триллера и научной фантастики. На что способен наш разум? Вот о чем этот фильм.

 

 

Да, но его концовка наводит на мысли об ужастике. И хотя фильм очень захватывающий, финальный твист может вызвать у некоторых фанатов недоумение, скажем так.

Изначально речь идет о разуме и о теле, возможностей которого его обладатель не знает. Люди могут ходить по огню, притягивать различные предметы силой мысли и движением рук, если они сконцентрируются. Тут дело вовсе даже не в научной фантастике, а в том, верите ли вы в науку. И это своего рода свободный жанр. В первые 10 минут он напоминает ужастик, затем развивается как психологический триллер, а после обретает черты научной фантастики. В самом-самом конце рождается абсолютно другой жанр, и вы поймете это, только когда увидите сцену в закусочной — но больше я ничего говорить не буду, поскольку хочу, чтобы зрителям было интересно смотреть.

Хорошо, давайте остановимся на этом. А как вы готовились к написанию сценария? Наверное, перечитали кучу книг об этом заболевании?

— Да, я подошел к этому вопросу как профессионал, прочитал множество исследований. Есть много известных случаев в этой области, и они хорошо задокументированы, так что я с ними ознакомился. И к тому же я беседовал с лучшими специалистами в этой области, которые были достаточно любезны и позволили мне задать миллион вопросов: как это работает, что происходит с человеком в момент расстройства. И это просто невероятно, как могут взаимодействовать разум и тело.

Главный персонаж, Кевин, в теле которого живут 23 личности — герой или антигерой? Что вы, как автор этой истории, чувствуете по отношению к этому персонажу?

Огромную симпатию. И фильм должен оставить вас лицом к лицу с мыслями о том, что будет с вашей лояльностью в подобном случае. Это удивительное расстройство, и в теле героя «живет» очень много хороших персонажей. А если там есть и плохие, то что бы вы стали делать — ведь и положительные личности никуда не денутся. Кевин сам по себе — очень хороший и милый парень, который не причинил бы никому вреда. И это очень захватывающий конфликт.

Джеймс МакЭвой и М.Найт Шьямалан
© Rob Kim/Getty Images

И роль этого парня вы доверили Джеймсу МакЭвою, который никогда не играл сумасшедших. Что заставило вас сделать этот выбор?

Такие актеры как он — большая редкость. Он обладает различными талантами, необходимыми для того, чтобы сыграть эту роль. МакЭвой может делать действительно сложные вещи: например, притвориться и маленьким мальчиком, и женщиной, и даже существом со сверхъестественными способностями. Кроме того, это очень, очень смелый парень, у него прекрасно получается имитировать акценты.

Недавно вы написали в своем Twitter, что у «Сплита» будет продолжение. Это необычно для вас, ведь в вашей карьере никогда не было сиквелов. Когда нам ждать второй части?

Сложно объяснить. Я хочу закончить эту историю и скорее рассматриваю концовку этого фильма как направление, в котором нужно двигаться. Но история в любом случае объемная, и ее хочется как-то завершить. Что же до сроков — пока не могу сказать ничего определенного, но это точно будет нескоро.

Малобюджетные «Сплит» и «Визит» стали вашим триумфальным возвращением на большие экраны после не очень удачных, но дорогих «Повелителя стихий» и «После нашей эры». Вам проще работать с небольшими малобюджетными историями? И сильно ли вы переживали, читая негативные отзывы о своих работах?

Некоторые фильмы требуют больших вложений, некоторые — всех твоих вложений. Какие-то из них люди оценивают прямо сейчас, а какие-то — лишь со временем. Я просто наслаждаюсь процессом создания кино, мне понравилось снимать «После нашей эры», он был очень успешен, приглянулся аудитории, и это чудесно. Глупо вкладывать свою энергию в сожаления. Тебе то говорят, что ты великий, то — что ты не великий. Нет смысла подсчитывать очки — я очень рад тому, что снимаю кино, и это делает меня счастливым.