Стиль
Когда ошибается «Оскар»: самые несправедливые решения киноакадемиков
Стиль
Когда ошибается «Оскар»: самые несправедливые решения киноакадемиков

Когда ошибается «Оскар»: самые несправедливые решения киноакадемиков

Фото: kinopoisk.ru
За время существования кинопремии накопилось немало историй о том, как те или иные решения академиков по меньшей мере удивили общественность. Собираем особо запомнившиеся из них.

Иногда история «Оскаров» кажется параллельной хроникой развития кино — по прошествии времени становится понятно, что лучшие фильмы были проигнорированы ради сиюминутной конъюнктуры или просто из-за недальновидности членов Американской киноакадемии.

Конечно, многие кинематографисты получили «Оскар» справедливо и за свои лучшие работы. Нынешний же список посвящен случаям, когда во время объявления победителей публике казалось, что академики совсем потеряли связь с реальностью.

 

 

— 1942 год —

Вместо «Гражданина Кейна» «Оскар» получил «Как зелена была моя долина»

«Гражданин Кейн», несколько десятилетий возглавлявший все списки лучших фильмов в истории кино, был признан и в 1941-м, в год выхода в прокат. Режиссер и соавтор сценария Орсон Уэллс, к тому же сыгравший главную роль, не скрывал, что снял фильм о всесильном газетном магнате Уильяме Рэндольфе Херсте, который сделал все, чтобы навредить судьбе картины и ее шансам на «Оскар». «Гражданин Кейн» все же был номинирован на девять наград, но, кроме «Оскара» за сценарий, не получил ничего. Лучшим фильмом года была названа семейная драма «Как зелена была моя долина», которую сейчас уже почти никто не вспоминает. «Гражданин Кейн» же по-прежнему считается вершиной голливудского кино, что нисколько не помогло одному из ярчайших киновундеркиндов Уэллсу: хотя он продолжал снимать еще несколько десятилетий, а через 30 лет после «Гражданина Кейна» получил утешительный «Оскар» за вклад в киноискусство, все же он как будто оказался заложником своего поражения в 1942-м и с тех пор ни разу не номинировался на главную кинонаграду.

Кадр из фильма «Гражданин Кейн»
Кадр из фильма «Гражданин Кейн»

 

 

— 1955 год —

Грейс Келли против Джуди Гарленд

К 1955 году легендарная Дороти из «Волшебника страны Оз» переживала очередной карьерный спад. Джуди Гарленд было всего 32 года, но пик славы был позади, и «Оскар» с первой в жизни номинации за главную роль в фильме «Звезда родилась» поправил бы ее пошатнувшееся положение в Голливуде. В день вручения «Оскаров» Гарленд лежала в роддоме и готовилась произвести на свет своего третьего ребенка (и первого сына), когда по радио объявили, что «Оскар» получила не она, а Грейс Келли за «Деревенскую девушку». После этой неудачи упустившая свой главный в жизни шанс любимица Америки ушла из кино на долгие шесть лет. Потом, уже в 1960-х, вернулась, номинировалась еще однажды за роль в «Нюрнбергском процессе», снова проиграла — на этот раз актрисе Рите Морено — и после пары проходных фильмов умерла в возрасте всего 47 лет, навсегда став, несмотря на свои победы и удачи, олицетворением нереализованных возможностей в шоу-бизнесе.

Кадр из фильма «Волшебника страны Оз»
Кадр из фильма «Волшебника страны Оз»

 

— 1957 год —

Хичкок против мюзикла

В 2012 году в списке лучших фильмов в истории кино, составляемом влиятельным изданием Sight & Sound, триллер «Головокружение» Альфреда Хичкока впервые сместил «Гражданина Кейна» с первого места. Забавно, что в год своего появления этот фильм был номинирован на «Оскар» только в двух второстепенных категориях — за работы художника и звукорежиссера. «Оскар» за лучший фильм в 1957-м получил проходной поверхностный мюзикл «Жижи». Хичкок — вообще один из главных оскаровских неудачников. Одного из самых уважаемых режиссеров классического Голливуда пять раз номинировали на «Оскар» за выдающиеся картины — «Ребекку», «Спасательную шлюпку», «Завороженного», «Окно во двор» и «Психоз», но он каждый раз проигрывал. В 1968-м он получил утешительный приз Ирвинга Тальберга за заслуги перед кинематографом, но навсегда остался самым несправедливо обойденным режиссером в истории.

Альфред Хичкок
Альфред Хичкок

 

— 1961 год —

Элизабет Тейлор против Ширли Маклейн

Сыграв в «Квартире» Билли Уайлдера несчастную офисную рабыню, которая встречается с женатым боссом, Ширли Маклейн была уверена, что «Оскар» у нее в кармане: фильм был успешен и захвален, а конкуренция в том году казалось несерьезной. Одного Маклейн не учла, что, снимаясь в «Клеопатре», ее соперница и одна из ярчайших голливудских звезд Элизабет Тейлор заболеет пневмонией и долго будет лежать в больнице, пока весь мир молится о ее здоровье. Вся Америка и (к несчастью для Маклейн) академики были настолько рады выздоровлению Тейлор, что вручили ей «Оскар» за лучшую женскую роль взбалмошной проститутки в проходной мелодраме «Баттерфилд 8», а благодарная звезда приняла «Оскар» со свежим шрамом от трахеотомии на шее. Всего через шесть лет Тейлор доказала, что получила первый «Оскар» не зря, отхватив второй, на этот раз уже справедливый, за роль в драме «Кто боится Вирджинии Вульф?». А вот Ширли Маклейн пришлось ждать целых 23 года, чтобы наконец получить свой единственный «Оскар» за роль в драме «На языке нежности». Взяв долгожданную награду в руки, знаменитая актриса произнесла только одно: «Я это заслужила».

Кадр из фильма «Баттерфилд 8»
Кадр из фильма «Баттерфилд 8»

 

— 1991 год —

«Танцующий с волками» против «Славных парней»

Драма о нью-йоркских гангстерах «Славные парни» Мартина Скорсезе считается едва ли не лучшим фильмом в криминальном жанре. Каково же было удивление поклонников режиссера, когда на церемонии вручения «Оскаров» в 1991-м из шести номинаций награду получил только Джо Пеши за роль второго плана, а «Оскары» за лучший фильм года и режиссуру вместо «Славных парней» получила драма «Танцующий с волками», постановщик которой, актер Кевин Костнер, на протяжении трех часов наблюдает в траве за индейцами. Это не первая и не последняя неудача Скорсезе: он не получил «Оскара» ни за «Бешеного быка», ни за «Последнее искушение Христа», ни за «Банды Нью-Йорка» и «Авиатора». Награда наконец настигла одного из лучших режиссеров современности только в 2007-м за фильм «Отступники» — через 26 лет после первой номинации. А Кевин Костнер снял с тех пор два провала и завязал с режиссурой.

Кадр из фильма «Славные парни»
Кадр из фильма «Славные парни»

 

— 1993 год —

Мариса Томей против Англии и Австралии

После этой странной победы в 1993 году появилась конспирологическая теория о том, что актриса Мариса Томей получила «Оскар» за роль второго плана в комедии «Мой кузен Винни» по досадной ошибке: открывавший конверт актер Джек Пэлэнс сослепу прочел имя победительницы неправильно. Но историю не перепишешь: Мариса Томей остается оскароносной актрисой, по ошибке или нет — уже никто не знает. Поговаривают, что она получила награду исключительно из патриотических соображений: в том году Томей была единственной американкой в номинации, состоявшей из трех англичанок и одной австралийки.

Кадр из фильма «Мой кузен Винни»
Кадр из фильма «Мой кузен Винни»

 

— 1995 год —

«Форрест Гамп» против «Криминального чтива» и «Побега из Шоушенка»

1994 год был очень богат на хорошее, даже революционное кино. На «Оскар» в категории «Лучший фильм» претендовали «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, «Побег из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта, «Телевикторина» Роберта Редфорда и даже, что бывает крайне редко, британская комедия «Четыре свадьбы и одни похороны». После победы на Каннском кинофестивале все были уверены, что «Оскар» за лучший фильм и режиссуру получат «Криминальное чтиво» и его автор Тарантино, возглавивший новое поколение в американском кино. Но не тут-то было. Оба «Оскара» отошли «Форресту Гампу» и его режиссеру Роберту Земекису, и, таким образом, академия в очередной раз отказалась поддерживать новаторское, бодрое и перспективное кино. Интересно, что из всего этого списка именно «Побег из Шоушенка» занял первое место в рейтинге пользователей сайта imdb как лучший фильм в истории кино. Но на вручении «Оскаров» у него не было шансов: все сгреб умственно отсталый Форрест.

Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
Кадр из фильма «Криминальное чтиво»

 

— 2003 год —

Николь Кидман против Джулианны Мур и Сальмы Хайек

Нет ничего страшного в том, что Николь Кидман получила «Оскар»: она хорошая актриса, номинированная за «Мулен Руж», «Кроличью нору» и в этом году за роль второго плана во «Льве». Несправедливость ее победы заключается в том, что роль Вирджинии Вулф в «Часах», за которую она получила «Оскар», на самом деле второстепенная: она занимает даже меньше экранного времени, чем роли ее партнерш по фильму — Джулианны Мур и Мерил Стрип, играющих в двух других историях картины. Формально Кидман находится на экране всего 28 минут, в то время как Джулианна Мур — 33 минуты, а Мерил Стрип — и вовсе 42. Но академики настолько оценили накладной нос Кидман и к тому же явно хотели поддержать ее во время тогдашнего развода с Томом Крузом, что вручили ей «Оскар» вопреки всякой логике. Это тем более обидно, что ее соперницы в том году Сальма Хайек во «Фриде», Дайан Лейн в «Неверной», Джулианна Мур во «Вдали от рая» и Рене Зеллвегер в «Чикаго» сыграли в этих картинах свои лучшие и, что здесь особенно важно, главные в отличие от Кидман роли.

Кадр из фильма «Часы»
Кадр из фильма «Часы»

 

— 2006 год —

«Столкновение» против «Горбатой горы»

Только слабым годом в кино можно объяснить тот факт, что в 2006-м на «Оскаре» не было одного явного фаворита, из-за чего гей-драма Энга Ли «Горбатая гора» и криминальный триллер о расовых проблемах «Столкновение» Пола Хаггиса шли до последней минуты ноздря в ноздрю в номинации «Лучший фильм года». Когда режиссерский «Оскар» ушел Энгу Ли, все были уверены, что и снятая им «Горбатая гора» получит главную награду. Но не тут-то было. Объявлявший победителя Джек Николсон, кажется, сам был удивлен, когда открыл конверт и провозгласил, что победителем стало «Столкновение». С тех пор прошло девять лет, и со временем промах академии становится все очевиднее.

Кадр из фильма «Горбатая гора»
Кадр из фильма «Горбатая гора»

«Столкновение» — ничем не примечательное кино, таких тысячи, а в случаях, когда нет явного лидера, имеет смысл делать историю, что и случилось бы в случае победы «Горбатой горы». Даже сам режиссер Хаггис спустя годы говорил, что его фильм не заслуживал «Оскара». Завышенная планка ударила его позже, когда он после своей победы снял три ничем не примечательные, плохо принятые зрителями и прессой картины «В долине Эла», «Три дня на побег» и «Третья персона». И в этом состоит горькая ирония незаслуженной победы на «Оскарах»: для тех, кто получил их случайно, это скорее проклятие, чем удача.