Стиль
Впечатления Огни большого дома: музей Chaplin's World
Впечатления

Огни большого дома: музей Chaplin's World

Фото: пресс-служба музея Chaplin's World
О последней четверти жизни Чаплина известно меньше всего. Вернее — было известно — до того, как в апреле в швейцарском Веве открылся музей Chaplin's World.

В 1952 году британский гражданин Чарли Чаплин, уехавший представлять новый фильм «Огни рампы» в Лондон, узнает, что его виза в США не продлена. Причин на то было много, включая, разумеется, приписываемые комику маккартистами симпатии к коммунизму. «Всю свою жизнь я путешествовал и я чувствую себя в любой стране как дома, если в ней есть дом и пара друзей», — говорил Чаплин. Новый дом он нашел в Швейцарии.

В декабре он впервые видит особняк 1840-х авторства Филиппа Франеля в местечке Корсье-сюр-Веве в швейцарском кантоне Во, а в январе уже переезжает сюда.

 
Фото: пресс-служба музея Chaplin's World

Он сохранил все от предыдущей семьи, продавшей ему дом: интерьеры, мебель, прислугу. Единственное, что он поменял — униформу персонала, существовавшая показалась ему слишком строгой. В этом доме он прожил до самой смерти, более 25 лет, четверо из восьми его детей от Уны О’Нил —  главной любви его жизни и дочери Юджина О’Нила — были рождены здесь (первый из четырех родился в 1953-м, а последний в 1962-м, когда Чаплину было уже 73 года). Удивительно, но об этих годах его жизни известно меньше всего. Вернее — было известно, до того, как в апреле тут открылся музей Chaplin's World.

 

Именно в этом доме Чаплин писал свою автобиографию, работал над поздними фильмами и, разумеется, принимал многочисленных гостей. О жизни семьи все известно в подробностях: есть и множество архивных записей, и свидетельства детей, и обширный домашний видеоархив. В нем — трогательные записи с Чаплиным, который только завидев камеру начинает кривляться и смешить гостей пантомимой.

В Швейцарии пантомима стала для него и важным способом общения — французский он так и не выучил. Говорят, что даже рабочим, которые занимались перекраской стен, он объяснял нужный цвет (яичной скорлупы), показывая яйцо.

«Чарли Чаплин умер в 1977 году, его жена Уна О’Нил — в 1991-м, после чего два их сына — Майкл и Юджин — решили жить в доме со своими семьями, так продолжалось до 2000-го, — рассказывает PR-директор музея Анник Барбеза-Перрен. — Это большое имение с 14 гектарами земли, его непросто содержать — и в 2000-м они решают его продать».

Потенциальных покупателей было немало, среди них — даже Майкл Джексон. Он был в приятельских отношениях с сыновьями Чаплина, особенно дружил с Майклом, а их легендарным отцом искренне восхищался и не уставал повторять, что его лунная походка появилась благодаря танцу Чаплина из фильма «Новые времена». В память об этом факте и попытке Джексона купить дом, здесь ему установили «памятник» — его восковую фигуру можно найти в части музея под названием «Студия».

 
Кадр из фильма «Новые времена»
Кадр из фильма «Новые времена»

Купить Джексону дом не удалось. Швейцарец Филипп Мейлан и канадец Ив Дюран — оба страстные фанаты Чаплина, разумеется, — загорелись идеей создать здесь музей и обратились с ней к представителям семьи Чаплина, некоторые из которых, кстати, живут совсем неподалеку и сейчас счастливо раздают интервью посещающим музей журналистам. Начинали швейцарец с канадцем проект на собственные деньги, но потом обратились к инвесторам — люксембургской компании. Проект со временем разрастался, к созданию дома-музея в особняке 1840-х, где жил Чарли Чаплин и который надо было отреставрировать, прибавился план «Студии» с увлекательным рассказом в кинодекорациях и восковых фигурах о детстве Чаплина, работе в мюзик-холле, и так до самых знаковых его фильмов. А раньше на месте наземной части «Студии» был гараж Чаплина, где стояли его Bentley и Rolls-Royce. Всего на создание музея, открытого 16 апреля нынешнего года, потребовалось 60 млн швейцарских франков. При этом, Chaplin's World, у которого сейчас несколько инвесторов, является стопроцентно частным музеем, не использующим каких-либо государственных инвестиций. Кроме инвесторов помогают музею спонсоры, среди которых, например, часовая мануфактура Jaeger-LeCoultre. Кстати, среди экспонатов музея есть двое часов мануфактуры: наручные Memovox и настольные Atmos, принадлежавшие Чаплину.

Часы Memovox, Jaeger-LeCoultre, принадлежавшие Чарли Чаплину
Часы Memovox, Jaeger-LeCoultre, принадлежавшие Чарли Чаплину

Экспонаты — отдельная история. Многое пришлось выкупать на аукционах и в порядке частных сделок у коллекционеров. После смерти Чаплина члены семьи успели продать какие-то его личные вещи и некоторые предметы мебели. Но при этом бумажный архив был сохранен идеально. Как говорят кураторы, «Чаплин как будто знал, что здесь создадут музей. Он сохранил все: письма к матери, приглашения на премьеры фильмов, рождественские открытки». К тому же, активное участие принимала семья, помогая проверять и сопоставлять факты, создавать настоящую историю жизни Чаплина.

Коллекция продолжает пополняться и по сей день — этим занимается Фонд Чарли Чаплина — так, в ноябре нынешнего года в экспозицию были добавлены оригинальная трость и котелок Чаплина, выкупленные у одного частного американского коллекционера. Коллекция растет так активно, что с 2018 года музей собирается устраивать временные выставки, посвященные одной теме, причем не только здесь, в Веве, но и выездные — в разных странах мира.

 

Собрать коллекцию для музея оказалось не слишком трудным, но были другие препятствия. Три года, например, длилась судебная тяжба с соседом, который был против создания музея прямо за забором от его дома. «В Швейцарии всегда так, чуть что — люди идут в суд, предполагая получить финансовую выгоду», — говорит Анник. Но тут соседу не повезло — суд он проиграл.

«Студия», проект которой был реализован французской компанией Confino (она же отвечала за создание Музея кино и автомобильного музея в Турине) в сотрудничестве с Bodino, — музей интерактивный. К уже упомянутой фигуре Джексона тут и в доме добавлены другие связанные с фигурой Чаплина персонажи — как его реальные друзья и знакомые (например, Эйнштейн), так и те, кто определенно находился в своем творчестве под его влиянием — в декорациях банка установили, например, фигуру Вуди Аллена. У восковых фигур есть отдельный смотритель. «Больше всего хлопот с Эйнштейном (запечатленном в знаменитой гримасе с высунутым языком — прим. ред.), у него уже несколько раз вываливался язык», — рассказывает мне хранитель фигур.

 
Фото: пресс-служба музея Chaplin's World

Весь музей — интерактивный и развлекательный. Тут надо фотографироваться в котелке, ходить по разваливающейся хижине, примерять форму великого диктатора и ложиться на нары в тюремной камере. Тут надо пожить жизнью Чарли ​Чаплина и героев из его фильмов. И главное — веселиться от души, будь тебе девять или 99, ведь как говорил Чаплин: «День, прожитый без смеха, прожит зря».

Посетить музей можно без предварительной записи, но желательно приобрести билет онлайн, чтобы не стоять в очереди, особенно в выходные. Также музей можно закрыть под частное мероприятие (будь то корпоративная вечеринка или частный день рождения) целиком.