Стиль
Впечатления Кто получил бы «Оскары», если бы их вручали сейчас
Стиль
Впечатления Кто получил бы «Оскары», если бы их вручали сейчас
Впечатления

Кто получил бы «Оскары», если бы их вручали сейчас

Фото: kinopoisk.ru
Кинообозреватель «РБК Стиль» Геннадий Устиян разбирается в сильнейших картинах этого года, чтобы найти потенциальных претендентов на «Оскар» в четырех ключевых категориях: лучшие фильм, режиссер, актер и актриса.

До объявления номинаций на «Оскар» за лучшие достижения в кино 2016 года еще три месяца, а до самой церемонии вручения, которая состоится 26 февраля 2017-го, — больше четырех. Но «оскаровский» сезон в разгаре, и претенденты выходят в прокат. Конечно, до декабря еще многое изменится, но уже сейчас можно прогнозировать, у кого какие шансы в главных номинациях.

 

Фильм

В этом году предсказывать главного фаворита гонки — пусть даже еще не вышедшего в прокат, только по информации, которая о нем известна — было сложно просто потому что его не было. Например, в прошлом году «Выживший» стал фаворитом гонки задолго до появления на большом экране — только из-за наличия в титрах фамилий Алехандро Гонсалеса Иньярриту, Леонардо Ди Каприо и оператора Эммануэля Любецки — и все трое позже получили «Оскары». В этом году фаворит не определялся долго — пока на открытии Венецианского кинофестиваля в конце лета не показали идеальную для вкусов Академии историю об актрисе и джазовом пианисте, которые влюбляются друг в друга в Лос-Анджелесе. «Ла-Ла Ленд» из тех фильмов, которые нравятся всем — ностальгический мюзикл, цитирующий прошлое кино. И если он получит «Оскар», все останутся довольны. В Венеции сам Том Хэнкс, представлявший совсем другую картину со своим участием — «Чудо на Гудзоне», — прервал собственную пресс-конференцию, чтобы наговорить мюзиклу Дэмьена Шазелла комплиментов. А это дорогого стоит.

Конечно, до конца года может случиться много неожиданного. Например, в фавориты вырвется спродюсированная Брэдом Питтом драма о чернокожем подростке-гее «Лунный свет» Барри Дженкинса, а номинанты и даже победители на «Оскаре» от продюсера Брэда Питта — уже традиция (вспомните «12 лет рабства» и прошлогоднюю «Игру на понижение»). Фильмы Дензела Вашингтона, Мартина Скорсезе и Бена Аффлека выйдут в прокат только в декабре и тоже могут как разочаровать, так и обойти «Ла-Ла Ленд». Но если бы «Оскар» за лучший фильм вручали сегодня, сомнений в том, кому бы он достался, нет (в галерее ниже пять фильмов, которые гарантированно попадут в номинации, хотя именно в этой могут быть до десяти картин). До российского проката «Ла-Ла Ленд» доберется только 2 февраля 2017 года, ближе к вручению «Оскаров».

 

 

 

Режиссер

Именно эта номинация доказывает, как эфемерны любые прогнозы на «Оскар», и насколько Академия зависит от а) репутации номинанта, б) от кассовых сборов фильма. В самом начале года, когда историческую драму «Рождение нации» Нейта Паркера показали на фестивале «Сандэнс», его номинация или даже победа на «Оскаре» казалась предрешенным делом. Но в последние месяцы скандал с изнасилованием, в котором Паркер был замешан аж в конце 1990-х, полностью уничтожил его шансы. И что еще хуже, «Рождение нации» плохо прошло в прокате США — видимо, американцы, путающие искусство с моралью, не готовы платить за поход на фильм режиссера с сомнительным прошлым.

Поэтому борьба развернется между одним молодым режиссером — 31-летним Дэмьеном Шазеллом, которого два года назад номинировали за «Одержимость» — и ветеранами Мартином Скорсезе, Клинтом Иствудом и Энгом Ли. У Скорсезе «Оскар» есть, у Иствуда и Ли — даже по два на каждого, что повышает шансы остальных. У Кеннета Лонергана почетная пятая номинация, ежегодно выделяемая для независимых кинематографистов.

 

 

Актер

Что может сделать актер, у которого есть уже два «Оскара»? Снять как режиссер фильм с такой ролью, чтобы номинироваться на третий, самому. Дензел Вашингтон поставил «Ограды» по пьесе Огаста Уилсона, и у него были бы идеальные шансы, если бы не потрясшая критиков тонкая игра Кейси Аффлека в драме «Манчестер у моря». Бывший «человек-паук» Эндрю Гарфилд сыграл в этом году даже не одну, а сразу две главные драматические роли — в «Молчании» Мартина Скорсезе и в «По соображениям совести» Мела Гибсона. Джоэл Эдгертон сыграл в прекрасно принятой на Каннском фестивале драме «Лавинг» угодившего в тюрьму за женитьбу на чернокожей девушке Ричарда Лавинга. Райан Гослинг, которого Академия почему-то не любит (хотя актер снимается с 15-летнего возраста, его номинировали на «Оскар» лишь однажды десять лет назад), может попасть в номинации, но в такой компании получить саму статуэтку у него нет шансов.

 

 

Актриса

Эта номинация в этом году особенно интересна, учитывая, что у Аннетт Бенинг, у которой, несмотря на четыре номинации, так и нет «Оскара», появился серьезный шанс благодаря главной роли в драме «Женщины XX века» о живущей в 1970-х матери-одиночке. У режиссера этой картины Майка Миллса легкая рука — за роль в его же «Начинающих» (2010) легендарный актер Кристофер Пламмер все же получил в итоге свой «Оскар».

Но у Беннинг серьезная конкуренция. Натали Портман играет в «Джеки» Жаклин Кеннеди в тот самый период, когда убили ее мужа-президента, а тема реально жившей исторической личности, к тому же любимой Америкой до сих пор, к тому же в ключевой момент истории страны — почти гарантированная победа. Эмма Стоун претендует за роль начинающей актрисы в «Ла-Ла Ленде», а Академия обожает истории про шоу-бизнес (вспомните «Бёрдмэна» с той же Эммой Стоун). И, конечно, какой «Оскар» без Мэрил Стрип? В любом случае это будет напряженная борьба — самая интересная интрига сезона будет держаться до последнего момента, когда на сцене объявят победительницу, а в этом волнении и догадках и есть прелесть «Оскара».