Стиль
Впечатления Владимир Потанин о коллекции искусства, подаренной Парижу
Стиль
Впечатления Владимир Потанин о коллекции искусства, подаренной Парижу
Впечатления

Владимир Потанин о коллекции искусства, подаренной Парижу

Фото: Роман Шеломенцев
В Центре Помпиду открылась выставка «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов: уникальный дар музею», из названия которой уже ясно ее содержание. Об этом проекте и благотворительности вообще «РБК Стиль» расспросил его инициатора.

Новая экспозиция в Центре Помпиду состоит из более чем 250 произведений, созданных ключевыми фигурами в истории отечественного искусства последних нескольких десятилетий. Эти работы были специально собраны и подарены музею Благотворительным фондом Владимира Потанина и присоединившимися к проекту художниками, коллекционерами и меценатами. Возможно, само по себе дарение произведений искусства как жест благотворительности не ново не только для российской действительности, но и для самого Владимира Потанина — его фонд ежегодно тратит рекордные суммы на поддержку культурных, научных и спортивных проектов и многочисленные гранты молодым специалистам и студентам. Тем не менее это событие отличает крайне важный момент — коллекция такой значимости и подобного масштаба, переданная на безвозмездной основе другому государству, выводит российскую культуру за пределы страны и интегрирует ее в международный контекст. «РБК Стиль» расспросил одного из самых влиятельных и богатейших российских бизнесменов (Владимир Потанин занимает четвертое место в списке Forbes 2016 года) о том, какое значение для него лично имеет как этот проект, так и благотворительность в целом.

Юрий Аввакумов, «Полярная ось» Дар Николаса Ильина

Вы передали в дар часть своей коллекции российского искусства парижскому Центру Жоржа Помпиду. Скажите, пожалуйста, почему ваш выбор пал именно на Францию и на эту институцию?

Что вы, у меня никогда не было коллекции искусства! Эта история совсем о другом. С Францией мои отношения начались еще во время учебы в институте, когда я начал изучать французский язык. Потом, когда появилась возможность путешествовать, знание языка и французской культуры на много лет определили мои приоритеты. В общем, с Францией у нас долгие отношения. Мы уже делали большой выставочный проект: в мае 2003 года в Париже, в соборе Дома инвалидов (Музее армии) к трехсотлетию Санкт-Петербурга прошла выставка «Париж — Санкт-Петербург. 1800–1830. Когда Россия говорила по-французски...». Она собрала рекордное количество посещений, а мне этот успешный опыт запомнился, хотелось сделать продолжение. Конечно, создание Русской коллекции в Центре Жоржа Помпиду — проект совсем другого рода.

Римма Герловина, «Куб в форме тетраэдра» В процессе приобретения при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина

Римма Герловина, «Куб в форме тетраэдра» В процессе приобретения при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина

А как родилась идея этого проекта? Коллекционером вы не были, но это не первый щедрый жест, связанный с искусством. Помнится, вы купили «Черный квадрат» Малевича, чтобы подарить Эрмитажу...

Это точно, коллекционером меня трудно назвать. Зная о моей любви к Франции и о том, что мой благотворительный фонд много лет поддерживает российские музеи, Ольга Свиблова (известный российский куратор, директор Московского Мультимедиа Арт Музея. — «РБК Стиль») предложила собрать специальную коллекцию современного русского искусства и подарить ее Центру Помпиду в связи с его юбилеем. Сначала этой идеей очень воодушевилась команда моего фонда, куда же мне было деваться? А если всерьез, то наш проект в Центре Помпиду практически начинает русский сезон в Париже. Чуть позже, в октябре откроются новый российский культурный центр и большая выставка работ из собраний Щукина и Морозова.

Эрик Булатов, «Слава КПСС» Дар Владимира и Екатерины Семенихиных

Эрик Булатов, «Слава КПСС» Дар Владимира и Екатерины Семенихиных

Потребовалось ли убеждать участвовать в этом событии художников, коллекционеров и меценатов, которые также передали Центру Помпиду свои произведения искусства?

Честно говоря, я восхищен тем, что кроме меня нашлось еще 40 человек — художники, их семьи, коллекционеры — которые с готовностью разделили с нами эту идею и поделились собственными работами или произведениями из своих коллекций. Получилось, что в этом проекте объединилось много людей, и мне это тоже нравится.

В чем для вас особая важность этого события?

Пополнение коллекции Центра Помпиду — символический дар, который, надеюсь, поможет интеграции современного русского искусства в мировую культуру. Я всегда рад возможности показать то, чем наша страна может по праву гордиться, — ее культуру. Поддерживать наследие очень важно, но не менее важно показывать и что такое русская культура сегодня. И здесь без современного искусства обойтись невозможно: это концентрация взглядов, идей, творческих поисков. Выставка как раз показывает, что эти поиски никогда не останавливались.

Гриша Брускин, из серии «Рождение героя» Дар самого художника

Гриша Брускин, из серии «Рождение героя» Дар самого художника

Как вы отбирали работы, которые вошли в подаренную коллекцию?

Работы отбирали эксперты. Российскую сторону представляла куратор, известный искусствовед Ольга Свиблова, чьи энтузиазм и профессионализм сыграли большую роль в успехе проекта. С французской стороны — директор французского Государственного музея современного искусства (часть культурного центра Помпиду. — «РБК Стиль») Бернар Блистен и куратор этого музея Николя Люччи-Гутников, а также эксперты закупочной комиссии Центра, принимавшие окончательное решение о покупке той или иной работы. Так что я лично в процессе отбора не участвовал.

Как-то вы сказали, что мечтаете о временах, когда благотворительность станет массовой. Скажите, как на ваш взгляд меняется ситуация с благотворительностью в нашей стране? И есть ли у вас в этом смысле некая глобальная цель?

Цель — помогать людям меняться самим и менять мир к лучшему. Хотелось бы, чтобы это мое стремление разделяло как можно больше людей, ведь культура и образование как раз и помогают создавать новый мир, сохраняя то, что у нас есть.

И, хотя абсолютные объемы благотворительных денег в России пока не растут, очевидно, что благотворительность становится более массовой: появляется множество инициатив, которые поддерживают обычные люди. Например, у нас в «Норникеле» сотрудники активно участвуют в волонтерской и благотворительной деятельности, а компания их в этом поддерживает. Мне кажется, это тенденция последних лет: люди, состоятельные и не очень, занимаются благотворительностью.

Александр Косолапов, «Малевич Мальборо» Дар самого художника

Александр Косолапов, «Малевич Мальборо» Дар самого художника

Что для вас успех и успешность? Для вас это важные понятия?

Человек, который состоялся, добился успеха, получает в руки ресурс, которым может распорядиться (деньги, влияние, авторитет). И он должен поделиться этим со всем обществом, помочь тем, кто в этом нуждается. При этом я стараюсь помогать тем, кто мог бы, в свою очередь, повести за собой других. Мне нравится заниматься тем, что двигает нас вперед.

Юрий Аввакумов, «Рабочий и колхозница International» Дар самого художника

Юрий Аввакумов, «Рабочий и колхозница International» Дар самого художника

Вы сами не мечтали быть великим художником?

Художником никогда не мечтал. Я еще в пять лет знал, что хочу быть, как папа, экономистом. Еще слово это не научился выговаривать, но уже точно знал, кем я буду. Знал, что буду поступать в МГИМО, как отец. И после института не было вопросов: собирался в Министерство внешней торговли, потому что хотел стать советским бизнесменом. Правда, потом пришлось переквалифицироваться в российского бизнесмена… И знаете, я не расстроился.

Выставка «Коллекция! Современное искусство в СССР и России 1950–2000 годов: уникальный дар музею» открыта в Центре Жоржа Помпиду с 14 сентября.