Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Искусство В отсутствие художника: музеи Джадда, Вазарели и Миро
Искусство
В отсутствие художника: музеи Джадда, Вазарели и Миро
© Пресс-служба Fondation VASARELY
Музеи фондов Дональда Джадда, Виктора Вазарели и Жоана Миро в Нью-Йорке, Экс-ан-Провансе и Пальма-де-Мальорке вряд ли встретятся на пути случайно — туда скорее приведет большая любовь к этим авторам или правильная наводка.

Джадд в Нью-Йорке

В 2013 году после трехлетней реконструкции вновь открылась для публики студия Дональда Джадда в Сохо. Одновременно ее могут осматривать не более восьми человек. Побывать в гостях у скульптора-минималиста не так сложно, как в московском доме-музее архитектора Константина Мельникова (с началом продажи билетов в конкретный день и час), но спланировать поход все же нужно заранее. Просмотры продолжительностью 90 минут проводят три-четыре раза в день со вторника по субботу, и на месяц вперед расписание пестрит пометками sold out.

Пятиэтажное здание по адресу Спринг-стрит, 101, построенное в 1870-м, было первой недвижимостью Джадда в Нью-Йорке, которую он приобрел в 1968-м и использовал как жилище и студию. Мебель и арт-объекты — созданные как самим Джаддом, так и другими авторами из его личной коллекции — и сегодня расположены так, как некогда решил художник. Если вы уже успели побывать в нью-йоркской студии, выбирайтесь за пределы города — ради других пространств Judd Foundation в Марфе или постоянного «корнера» Джадда с несколькими работами в музее Dia:Beacon.

© Пресс-служба Judd Foundation

Вазарели в Провансе

Имя Виктора Вазарели, пионера оп-арта, звучит реже Джадда или Миро. Хотя и в Экс-ан-Прованс поводов съездить меньше, чем в Нью-Йорк или на Маль­орку. Но именно это место родившийся в Венгрии и учившийся в Budapest Bauhaus Mühely, а большую часть жизни проведший во Франции Вазарели предпочел и Авиньону, и Марселю, и любому другому городу. Все из-за богатого прошлого этого места и любви художника к прожившему здесь около 40 лет Полю Сезанну (черно-белое здание Fondation Vasarely, к слову, построено в Жа-де-Буффане, многим знакомом по картине Сезанна «Жа де Буффан, бассейн» из коллекции петербургского Эрмитажа).

Даже в крупных зарубежных музеях оптическое искусство Виктора Вазарели найдется далеко не всегда, но в Экс-ан-Провансе поклонники художника могут посмотреть сразу более 40 произведений: здесь и монументальные инсталляции, и графические работы, и живопись, и многое другое. Музей, в 1970-х построенный архитекторами Жаном Соннье и Домиником Ронссере, работает круглый год.

Миро на Мальорке

«Такие свежие, словно мир был только что создан» — так Миро говорил об отдельных участках Мальорки, с которой был связан всю жизнь. Он бывал здесь каждое лето у семьи своей матери, а в 1954 году поддался островной магии и переехал насовсем. Пять лет спустя — купил особняк XVIII века, который стал его второй студией для работы над крупномасштабными скульптурами и картинами. Вскоре появилась и третья — с печатными станками. Все, кроме последней, сегодня заняты музеем Фонда Пилар и Жоана Миро (жена художника Пилар, как и его мать, родилась на Мальорке). В этом году фонд отмечает 25-летие с момента своего открытия: в 1992-м его главное здание — с выставочными пространствами, библиотекой, офисами, кафе и магазином — построил притцкеровский лауреат Рафаэль Монео.

© Анна Минакова

В собрании фонда — 118 живописных полотен, 275 работ в смешанной технике, более 1500 графических произведений и 35 скульптур, а также огромное количество принтов. Большая часть коллекции датирована 1960–1970-ми, когда Миро активно работал на Мальорке, хотя есть и более ранние произведения — созданные начиная с 1908-го. Кроме того, здесь выставлены газеты, журналы, открытки и прочие вещи из мастерских Миро, влиявшие на ход его работы и жизни, а также работы современников — например, Шагала и Тапьеса. До 28 января 2018 года в фонде идет и приуроченная к его юбилею выставка «неизвестного» Миро — Unseen Miró — с почти сотней прежде не экспонировавшихся работ.