Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Искусство Вечный двигатель: выставка Cartier в Лондоне
Искусство
Вечный двигатель: выставка Cartier в Лондоне
© пресс-служба Cartier
За первыми наручными часами Cartier, подаренными в 1904 году Альберто Сантосу-Дюмону, стоит огромный интерес Луи Картье к воздухоплаванию и другим техническим изобретениям эпохи. Об этом рассказывает выставка в Музее дизайна и ее куратор Норман Фостер.

Все началось с покупки лондонским Музеем дизайна исторических экземпляров наручных часов Cartier Santos и Tank, которые и стали отправной точкой проекта «Cartier in Motion». Он посвящен истории часового мастерства и дизайну прославленного французского дома и включает в себя более 170 экспонатов, взятых из архивов Cartier, Музея авиации и космонавтики в Ле-Бурже, а также из коллекций Княжеского дворца Монако и Рокфеллеровского центра. Директор лондонского Музея дизайна Деян Суджич пригласил на должность куратора знаменитого архитектора Нормана Фостера, кстати, известного своим увлечением старинной техникой, винтажными автомобилями и первыми летательными аппаратами.

 

 

Фостер не просто изложил историю появления на свет первых наручных часов Cartier, но представил это явление в ряду других технических изобретений эпохи, в контексте глобальных перемен в искусстве, архитектуре и жизни общества на рубеже столетий. Братья Луи и Пьер Картье состояли не только в «Кружке союза художников», но и были членами аэроклуба Aéro-Club de France, Луи живо интересовался научными разработками, детально изучал модели самолетов и катеров с паровым двигателем, а в 1906 году заказал проект лимузина-купе. «Луи Картье и его близкие друзья, такие как Альберто Сантос-Дюмон или Гюстав Эйфель, были частью парижского авангардного круга начала XX века, они олицетворяли собой начало новой эры, отмеченной особым вниманием к движению и скорости, — говорит Норман Фостер. — Именно этот интерес семейства Картье к воздухоплаванию и автомобилестроению привел к созданию мужских наручных часов, какими мы их знаем сегодня». Не случайно на выставке наряду с карманными часами и первыми наручными экземплярами Cartier (среди них модель Santos-Dumont (1912), женские бриллиантовые Tortue (1913) на муаровом ремешке, часы в корпусе-бочонке (1915) из коллекции греческого короля Константина I) представлена миниатюра Эйфелевой башни и реплика моноплана Demoiselle, построенного Сантосом-Дюмоном. Среди экспонатов можно увидеть несколько фотографий знаменитого бразильского авиатора с его летательными машинами и точную копию его «воздушной» столовой, воссозданную на основе архивных снимков: подставки и мебель на высоких ножках создавали ощущение приподнятости над землей. Сантос-Дюмон получил свои первые наручные часы Cartier с золотым квадратным безелем в 1904 году, а коммерческое производство моделей Santos, названных его именем, началось только в 1911-м.

Выставка разделена на шесть основных тем, рассказывающих о влиянии Парижа на дизайн Cartier, о дружбе Луи Картье с новаторами своего времени, об эволюции часов Cartier и путешествиях как главной особенности образа жизни нового общества.

Выставка «Cartier in Motion» пройдет в Лондонском музее дизайна с 25 мая по 28 июля 2017 года.