Искусство Родина креативного класса: 10 лет «Винзаводу»
Искусство
Родина креативного класса: 10 лет «Винзаводу»
Выставка «И подо льдом течет вода. Искусство Северной Кореи», 2010
© пресс-служба «Винзавода»
Слова «перформанс» и «инсталляция», в начале 2000-х порой заменявшие словосочетание «какая-то муть» и даже ругательства, теперь известны всем, и любовь к современному искусству наконец укрепилась. В ответе — «Винзавод» и его основатель Софья Троценко.

Июнь 2006 года. До открытия Центра современного искусства «Винзавод» больше шести месяцев. Стайка российских художников спускается в темные и сырые подвалы опустевшего комбината виноградных и десертных вин рядом с «Курской». Посреди подземелья — импровизированный стол, на нем сок и водка. Цвет российского искусства рассаживается вокруг, кутаясь в пледы тигровой раскраски. Концептуалисты Андрей Монастырский, Юрий Альберт и Ирина Нахова, пионер отечественного медиаарта Аристарх Чернышев, поэт, художник и скульптор в одном лице Дмитрий Пригов и еще десяток собравшихся начинают «катакомбную встречу». Предмет обсуждения — выставка «Верю» под кураторством Олега Кулика. 27 января 2007 года она откроется в этих самых «катакомбах» и знаменует официальное рождение «Винзавода» — центра, который выведет современное искусство из подполья и сделает популярным.

Первый выставочный проект «Винзавода» «Верю», 2007
© пресс-служба «Винзавода»

Конечно, современное искусство в Москве существовало и до «Винзавода». Но в 90-х оно было представлено в виде тусовки для своих. Художники собирались на открытия в галереях, а широкая публика в их сторону если и поглядывала, то с опаской (это неудивительно, учитывая, что один из главных образов российского искусства того времени — голый Олег Кулик, имитирующий поведение собаки). В 2000-е арт-сообщество, которое до этого устраивала собственная камерность, созрело для того, чтобы предъявить себя миру. Государство тоже было не против: в 2005-м при его поддержке появилась премия в области современного искусства «Инновация» и прошла первая Московская биеннале. Но проблема заключалась в том, что площадки, где всегда можно было бы увидеть новые работы достойных художников, не было: «Гараж» еще не открылся, Московский музей современного искусства еще не стал популярным, в ГМИИ современных авторов пока не очень жаловали.

Юрий Шабельников, из проекта «Энди, Энди...», 2006–2007 гг. Выставка номинантов «Премии Кандинского — 2007»
© пресс-служба «Винзавода»

«Винзавод», который основала Софья Троценко, стал как раз тем местом, которого не хватало московской арт-сцене. «Одной из основных наших задач было изменить отношение к современному искусству, показать, что оно не маргинально, что оно, как и любое другое искусство, абсолютно доступно и может быть интересным самой разной аудитории», — вспоминает Софья. Цели «Винзавод» достиг в первые полгода работы, за которые он стал центром художественной жизни города. На вернисажи туда съезжались, кажется, все — художники, критики, студенты, архитекторы, дизайнеры, рекламщики и прочие представители набирающего силу «креативного класса», который потом разросся и выплеснулся за пределы впервые сведшего его представителей вместе «Винзавода» — на «Стрелку», в Парк Горького, на набережные и в «Музеон». Те, кто потом станет поддерживать начинания Сергея Капкова, впервые увидели друг друга в галереях рядом с «Курской». В 2011 году Кирилл Серебренников на встрече с президентом Медведевым особо отметил их посетителей и даже сказал, что «все будущее нашего общества зависит от той публики, которая сегодня ходит на «Винзавод».

Успех пришел к кластеру потому, что ему удалось, во-первых, собрать на своей площадке ведущие московские галереи: со времени открытия и до сих пор в нем квартируют старейшие игроки рынка «XL» и «Риджина» (первая специализируется на концептуалистах и их последователях, интересы второй директор Михаил Овчаренко определяет как «мультифрукт» или «tutti frutti», подразумевая под этим яркое и спектакулярное искусство). Чуть позже к ним присоединились «Pop/off/art» с мощнейшей подборкой молодых художников, «Pechersky» и «11.12».

Выставка «Пионеры звука», 2014–2015 гг.
© пресс-служба «Винзавода»

«На «Винзаводе» находится самое большое количество галерей (больше, чем где-либо еще в одном пространстве в стране. — «РБК Стиль»), которые формируют основную часть арт-рынка России», — отмечает Софья. Начинал кластер с пяти арендаторов, сейчас на его территории собраны десять галерей (и это, конечно, красноречиво свидетельствует о размере нашего арт-рынка).

Планы Софьи Троценко не ограничились поддержкой галеристов. Другая сфера ее интересов — показ в России международных и междисциплинарных выставок. Самые любопытные начинания «Винзавода» — экспозиция международного сайнс-арта «Наука как предчувствие» 2009 года (организатор — Фонд Дмитрия Зимина «Династия»), где показывали летающие супрематические кубы, разнополых роботов, которые бегали по выставочному залу в поисках друг друга, и на которой выступал Стеларк — тот самый художник, которому хирургическим путем вживили в руку ухо. Другой примечательный проект — выставка авторов из Северной Кореи: представляем, каких усилий стоило организаторам привести в Москву азиатский вариант соцреализма.

Еще кластер не раз становился площадкой московских биеннале — современного и молодого искусства, которое, кстати, «Винзавод» начал поддерживать еще в 2008 году, создав проект «Старт» — выставочную площадку для начинающих авторов. Это сейчас молодые художники — чуть ли не главная любовь журналистов и тема каждой второй выставки, но, когда «Старт» открывался, ничего подобного (кроме разве что экспозиций Московского музея современного искусства) в столице не было. Некоторые художники, прошедшие через проект, например, Евгений Антуфьев и Татьяна Ахметгалиева, выросли в настоящих звезд.

Сейчас «Винзавод» уже не привлекает столько внимания, как десять или пять лет назад. Это объяснимо: вдохновленные его примером, открылись другие кластеры, появились «Гараж» и фонд V-A-C. Современное искусство стало актуальной темой для бесед на вечеринках, и говорить о том, что «это тьфу, и вообще любой так сможет» — не просто дурной тон, а признание в собственной дремучей необразованности. И все эти благие изменения — во многом заслуга «Винзавода» с его галереями и выставками.

Чтобы и дальше быть трендсеттером в мире современного искусства, кластер посвятит юбилейный год разработке программы развития на ближайшие пять лет. Из озвученных планов — серия персональных выставок российских художников «Прощание с вечной молодостью» (от участников Венецианской биеннале этого года Таус Махачевой, Ирины Кориной и арт-группы Recycle до видеоартиста Евгения Гранильщикова), старт которой будет дан в ближайшее время. В 2017-м в десятый, юбилейный раз пройдет Best of Russia. Будут развиваться постоянные проекты «Философский клуб» и «Старт». Надеемся, что дальше — только больше.