Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Искусство «Туалетное искусство»: как писсуар стал арт-объектом
Искусство
«Туалетное искусство»: как писсуар стал арт-объектом
100 лет назад на выставке Общества независимых художников Марсель Дюшан представил «Фонтан», бывший на деле обыкновенным писсуаром. Тем не менее спустя век музеи широко отмечают его юбилей, а современные художники эксплуатируют образ в своих работах.

Клас Ольденбург «Мягкий туалет» (1966 год)

Клас Ольденбург. Мягкий туалет. 1966
© whitney.org

Клас Ольденбург — американский скульптор и классик поп-арта. Его визитной карточкой стала созданная в 60-х годах прошлого века серия «мягких скульптур». Выполненные из ткани или латекса и наполненные ватой, объекты изготавливались в реальную величину и выступали как противоположность «жесткой» материальности общества потребления. Ольденбург создавал скульптуры обыденных предметов — телефонного аппарата, гамбургера, миксера. И унитаза в том числе. Причем в отличие от других объектов серии он появляется в нескольких вариантах. Так, помимо мягкой​ версии из винила, хлопка и оргстекла Ольденбург сделал и второй «жесткий» унитаз на металлическом каркасе.

 

 

Александр Косолапов «Русский революционный фарфор» (1989 – 1990 год)

Александр Косолапов — один из классиков соц-арта. Его произведения хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге, венской Альбертине, нью-йоркском MoMA и в других культурных институциях. В 2005 году вокруг работы Косолапова, представленной на выставке «Русский поп-арт» в Третьяковке, разгорелся скандал. Из-за возмущений верующих «Икона-икра» — холст с изображением золотого оклада, наполненного черной икрой, — тогда даже была изъята с экспозиции.

Еще одна работа Косолапова, которая выставлялась в Третьяковской галерее, — «Русский революционный фарфор». Художник «состыковал» два классических авангардистских объекта — дюшановский писсуар и рисунки Казимира Малевича, созданные им для росписи фарфора. В 2010 году произведение Косолапова выставлялось на торги аукционного дома Phillips с эстимейтом в £120 тыс.–180 тыс., но так и не ушло с молотка.

 

 

Джон Балдессари «Repository» (2002 год)

© 1301pe.com

В 1963 году американский художник-концептуалист Джон Балдессари увидел в Пасадене ретроспективу Марселя Дюшана, которая оказала на него серьезное влияние. А спустя почти четыре десятилетия создал работу «Repository» — взял обыкновенный писсуар и нанес на него надпись: «The art is a fountain». Свое произведение художник растиражировал в нескольких экземплярах и в разных цветах. А про самого себя Балдессари сказал, что «предпочел бы пойти к источнику Дюшана, чем признать влияние Уорхола».

 

 

Майкл Элмгрин и Ингар Драгсет «Бессильные структуры, рис. 255» (2003 год)

Михаэль Эльмгрен и Ингар Драгсет. «Бессильные структуры, рис. 255»
© perrotin.com

Майкл Элмгрин и Ингар Драгсет — творческий дуэт художников из Скандинавии. Работать вместе они начали в середине 90-х, а их арт-объекты стали своего рода вызовом привычному представлению о пространстве. Для биеннале скульптуры в Мюнстере художники в 2003 году создали инсталляцию «Бессильные структуры, рис. 255». В прозрачный павильон они поместили два действующих писсуара, расположенные друг напротив друга. «Бессильные структуры, рис. 255» — размышление Элмгрина и Драгсета о публичном и частом пространстве, а также анализ сложившихся в обществе стандартов.

 

 

Маурицио Каттелан «Золотой унитаз» (2016 год)

© facebook.com/guggenheimmuseum

В начале 2010-х годов итальянский художник Маурицио Кателлан заявил, что завершает карьеру, но слово не сдержал. Для музея Гуггенхайма в Нью-Йорке он подготовил новую скульптуру — унитаз из 18-каратного золота. В сентябре 2016 года его установили в одном из туалетов музея, и им может воспользоваться любой желающий. Стоимость золотого унитаза осталась загадкой, зато художник пояснил, что его работа посвящена проблеме экономического неравенства. «Я надеюсь, что люди не воспримут установку золотого туалета как шутку. Это абсурдный посыл, касающийся неравенства людей, и комментарий к неограниченному богатству в мире искусства», — отметил художник. Когда новый арт-объект Каттелана был еще только в работе, издание The New York Times окрестило его «копрологическим апофеозом богатства».​