Стиль
Впечатления Континент культуры: послевоенное искусство Европы в ГМИИ
Стиль
Впечатления Континент культуры: послевоенное искусство Европы в ГМИИ
Впечатления

Континент культуры: послевоенное искусство Европы в ГМИИ

Фернан Леже. «Строители», 1951. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Фернан Леже. «Строители», 1951. ГМИИ им. А.С. Пушкина
7 марта в Пушкинском музее открывается выставка, к которой готовились несколько лет. В музее собрали более 200 работ художников из России и других стран Западной и Восточной Европы, складывая таким образом масштабную картину искусства 1945-1968 годов.

«Мы впервые показываем целый континент культуры — Европу. Здесь вы впервые увидите объединенное искусство Запада и Востока», — такими словами начал рассказ о выставке «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945 – 1968» ее главный куратор — художник и теоретик современного искусства Петер Вайбель. Подготовка этого масштабного проекта длилась несколько лет, а работы из своих собраний для экспозиции предоставили Тейт Модерн, Центр Помпиду, Музей Пикассо, Музей Тиссена-Борнемисы и другие крупные культурные институции. Для того чтобы развесить и разместить более 200 экспонатов, на две недели был закрыт весь второй этаж музея. А в одном из его залов даже появилась напоминающая водонапорную башню конструкция.

Выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945 – 1968» охватывает почти четверть века, на которые пришлись самые крупные войны столетия, новые угрозы, исходящие от сверхмощного оружия, и спуск «железного занавеса», разъединившего народы. Но несмотря на преграды художники в СССР, странах Западной и Восточной Европы развивали современное искусство.

Ив Кляйн. «Синий глобус (RP 7)», 1988. © Yves Klein, ADAGP, Paris / RAO, Moscow, 2017
Ив Кляйн. «Синий глобус (RP 7)», 1988. © Yves Klein, ADAGP, Paris / RAO, Moscow, 2017

Авторам, работавшим в русле современных течений, приходилось существовать в разных условиях, в первую очередь обусловленных политической обстановкой и противоборством социалистического Востока и капиталистического Запада. Так, во Франции теоретик инакомыслящего искусства Жан Дюбюффе в 1949 году писал свой «Манифест грубого искусства», а в СССР тем временем открылась «Выставка подарков Сталину» по случаю его 70-летия. А в 1957-м, когда в Милане проходила экспозиция Ива Кляйна, в Союзе создавалась Лианозовская группа художников-нонконформистов, которым приходилось собираться в подпольной квартире барачного дома в поселке Севводстрой.

Франсуа Морелле. «Неон 0°–90°»,. 2016 (повтор работы 1965 года). Собрание Франсуа Морелле (Франция)
Франсуа Морелле. «Неон 0°–90°»,. 2016 (повтор работы 1965 года). Собрание Франсуа Морелле (Франция)

Экспозиция поделена на несколько разделов, объединяющих в себе живопись, скульптуру, инсталляции и видеозаписи перформансов. Так, центром блока «Борьба и мир» стала работа Пабло Пикассо «Резня в Корее», обличающая зверства американцев во время военной операции, унесшей жизни более 300 мирных жителей. А раздел «Холодная война. Абстракция» посвящен противоборству «капиталистической» абстрактной и «социалистической» фигуративной живописи. Абстрактный язык для многих художников стал символом свободы и независимости, философского размышления и творческого эксперимента.

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак призналась, что итоговые списки работ, вошедших в экспозицию, складывались мучительно. Но в итоге на выставке собрали произведения десятков важных художников, в числе которых Герхард Рихтер, Марк Шагал, Александр Дейнека, Даниель Бюрен, Виктор Вазарели и Люсьен Фрейд. Наравне с ними зрители увидят произведения и тех авторов, чьи имена хуже известны широкой публике.

Выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945 – 1968» продлится до 21 мая 2017 года.