Стиль
Впечатления «Абстракция и образ»: в Москве открылась выставка Герхарда Рихтера
Стиль
Впечатления «Абстракция и образ»: в Москве открылась выставка Герхарда Рихтера
Впечатления

«Абстракция и образ»: в Москве открылась выставка Герхарда Рихтера

Герхард Рихтер
Герхард Рихтер
В Еврейском музее и центре толерантности открылась первая в России выставка Герхарда Рихтера. Кураторы подчеркнули, что это не ретроспектива: акцент сделан на развитии абстрактного элемента в творчестве самого дорогого современного художника.

«Образ — одна из важнейших тем моей жизни. Я не могу сказать, что не доверяю реальности. Я знаю о ней очень мало. Но я не доверяю тому изображению реальности, которое мы создаем при помощи своего восприятия». Эту важную для понимания творчества Герхарда Рихтера цитату привел на открытии выставки в Еврейском музее и центре толерантности куратор экспозиции — искусствовед Пол Мурхаус. Он лично приехал в Москву из Лондона. А вот Рихтер до российской столицы не добрался. За несколько дней до открытия выставки, на котором он планировал быть, врачи запретили 84-летнему художнику перелеты.

«Абстракция и образ» — первая экспозиция Герхарда Рихтера в России. При этом Пол Мурхаус подчеркнул, что представлять его творчество линейно не хотелось. Важнее было сделать акцент на развитии абстрактного элемента в его работах. А главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова отметила, что не менее важным было и то, что художник немецкого происхождения пришел с выставкой именно к ним.

Одной из центральных работ выставки стала серия «Биркенау». Четыре больших абстрактных полотна Рихтер написал под впечатлением от фотографий, сделанных в августе 1944 года евреем из зондеркоманды концентрационного лагеря, в обязанности которой входило уничтожение трупов узников, умерщвленных в газовых камерах. Кадры были сделаны тайно и впервые опубликованы в 2003 году. Рихтер увидел их в 2007-м и лишь семь лет спустя решился использовать как основу для своей живописной серии.

 
Герхард Рихтер. «Биркенау», 2014
Герхард Рихтер. «Биркенау», 2014

Вначале художник перенес изображения с фотографий на холсты углем. Затем черной и белой краской обозначил детали. Но спустя 12 недель понял, что изображенное — всего лишь образы, не передающие реальность. В итоге Рихтер использовал цвет, несколько раз соскребая и затем вновь нанося краску. При этом художник все равно остался уверен, что любая попытка реалистично передать трагедию Холокоста будет жалкой.

На выставке в Еврейском музее и центре толерантности представлены произведения Рихтера, созданные с 1973 по 2016 год. Помимо живописных полотен это и работы, основанные на фотографиях. До 1966 года художник успел создать целый ряд фотографических образов. Для них Рихтер использовал изображения из журналов, снимки из семейного альбома и фотографии друзей.

 

Все это художник трансформировал в живописные портреты, пейзажи и городские панорамы. Но в середине 60-х Рихтер полностью перешел к абстрактной живописи. Первые беспредметные работы проложили дорогу к большой серии «серых» полотен, одно из которых, созданное в 1973 году, представлено на выставке в Москве. «Серое» — подтверждение для Рихтера того, что реальность всегда останется ускользающей, а любые попытки передать ее будут обречены на неудачу. «Работы Рихтера — это не картина мира, это мир образов, — заключил Пол Мурхаус. — Художник верит в поверхностный образ, за которым всегда будет скрыта реальность».

 
Герхард Рихтер. «Реактивный истребитель», 1963
Герхард Рихтер. «Реактивный истребитель», 1963

Выставка «Абстракция и образ» в Еврейском музее и центре толерантности продлится с 9 ноября 2016 по 5 февраля 2017 года. И пока в Москве работы одного из самых продаваемых в мире художников можно лишь увидеть, в Нью-Йорке произведение Рихтера в очередной раз выставят на аукцион. Одна из ранних фотореалистических картин «Реактивный истребитель» на торгах Phillips, которые пройдут 16 ноября, оценивается в $25-35 млн.