Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Искусство Музей Прадо вывел виртуальные экскурсии на новый уровень
Искусство
Музей Прадо вывел виртуальные экскурсии на новый уровень
© secondcanvas.net
Мадридский музей выпустил уникальное приложение Second Canvas Museo del Prado, которое позволяет рассмотреть произведения искусства буквально под микроскопом, — пока только для устройств на платформе iOS.

Ведущие музеи мира обзаводятся мобильными приложениями, позволяющими узнавать о текущих и будущих выставках, рассматривать произведения искусства и с легкостью ориентироваться в залах. Подобные софты есть у Лувра, Нью-Йоркского музея современного искусства, Эрмитажа и многих других. А у мадридского музея Прадо помимо приложения-гида недавно появилось еще одно — Second Canvas Museo del Prado, разработанное для устройств на платформе iOS и позволяющее изучать картины на невиданном доселе детальном уровне.

Мы стоим в одном из залов Прадо в компании заместителя директора музея Габриэля Финальди и создателя Second Canvas Иньяки Арредондо. Перед глазами — шедевр Рогира ван дер Вейдена «Снятие с креста», в руках — iPad. Габриэль и Иньяки пытаются наглядно показать, зачем миру, где существуют экскурсоводы, аудиогиды, книги по искусству и, в конце концов, реальные картины, нужно приложение Second Canvas. Главная особенность Second Canvas Museo del Prado заключается в том, что здесь в разрешении высочайшего качества представлены 14 шедевров из постоянной коллекции музея, в том числе «Кардинал» Рафаэля, «Три грации» Питера Пауля Рубенса и «Автопортрет» Альбрехта Дюрера. Картины можно рассматривать в мельчайших деталях, и изображение по-прежнему будет оставаться сверхчетким. Но ведь полюбоваться на эти произведения можно и в музее.

Дело в том, что посетители в галерее могут потратить на просмотр картины минуту или даже полминуты, — объясняет Габриэль Финальди. — В музее вы можете не заметить тех или иных деталей, поскольку не сумеете приблизиться к полотну на нужное расстояние. Некоторые картины слишком велики, и даже если вы подойдете ближе, то все равно рискуете не разглядеть чего-то важного просто потому, что деталей слишком много. К тому же стоит помнить о людях, у которых нет возможности посетить музей. А с приложением вы можете изучать каждый сантиметр произведения искусства в любое свободное время прямо на вашем iPad, более глубоко понимая то, как художник создавал свою картину буквально по деталям.

Я вожу пальцем по экрану планшетника. Качество изображений действительно фантастическое — можно приблизить любую деталь, и на ней будут видны даже микроскопические трещинки на слое краски. К тому же здесь есть описание значимых деталей картины. К примеру, что художник нарисовал тело Христа и фигуру потерявшей сознание Марии в схожих позах, чтобы подчеркнуть связь между ними. Такие описания прилагаются к каждому из 14 шедевров. Некоторые из полотен представлены в инфракрасном и ультрафиолетовом режимах, позволяющих рассмотреть наброски картины под слоями краски. Но главное — конечно же, режим суперувеличения. Сфокусировавшись с его помощью на лице святого Иоанна, замечаю, что из глаз этого персонажа текут слезы — то есть он полностью эмоционально вовлечен в происходящее.

Когда вы просто стоите перед картиной, то можете не увидеть, что персонажи плачут, — говорит разработчик Second Canvas Иньяки Арредондо. — Но при этом вы ощущаете, что что-то происходит, что ситуация очень печальна. А рассматривая картину детально, вы замечаете слезы и понимаете, почему это полотно вызывает у вас такие эмоции.

Мы идем в другой зал, беседуя с Иньяки о самом приложении. Вообще изначально Second Canvas — это платформа, на которой можно создать приложение для любого музея. Работа над ней заняла у компании-разработчика Madpixel больше года. На вопросы о стоимости разработки платформы и о том, какие еще музеи выразили желание сделать аналогичное приложение, Иньяки только улыбается: «Я не могу раскрывать эту информацию. Могу лишь сказать, что предложения уже есть». По его словам, сложнее всего было работать над гигапиксельными изображениями, поскольку картины нельзя было снимать со стен и вынимать из-под защитных стекол. Фотосессии картин занимали от двух-трех часов до целой ночи.

К примеру, «Менины» Веласкеса дались нам очень непросто, — говорит Иньяки. — Картина большая, и в ее верхней части преобладают темные тона, что усложняло процесс фокусировки камеры.

 

Останавливаемся рядом с упомянутыми «Менинами», и Иньяки демонстрирует возможности инфракрасного режима. Для начала он увеличивает на айпадовском экране личико фрейлины, подающей инфанте Маргарите сосуд с питьем. Нажимает на иконку — и картинка меняется на набросок рисунка под слоями краски. На скетче отчетливо видно, что изначально нос фрейлины был несколько крупнее, нежели в финальном варианте. Идем дальше, к «Саду земных наслаждений» Иеронима Босха. Вот тут без Second Canvas точно не обойтись — слишком много на этой картине деталей. Рядом с нами останавливается еще одна дама с «яблочным» планшетом, долго рассматривает на нем фрагменты произведения и наконец вывешивает в Facebook фрагмент с белыми фигурками, входящими в охваченный пожаром город, — есть в приложении и такая функция. Лично мне размещение произведений искусства в соцсетях кажется дурным тоном. Габриэль Финальди придерживается противоположного мнения.

Мы убеждены, что картины из Прадо должно увидеть как можно больше людей, — говорит он. — Разумеется, у нас есть и сайт, и книги, но возможность продемонстрировать понравившуюся деталь друзьям, поделиться своими переживаниями — это тоже один из способов знакомства с произведениями.

Возможности Second Canvas Museo del Prado, конечно, впечатляют. Правда, неизвестно, как появление подобных приложений может отразиться на посещаемости музеев. Все-таки сидеть дома на диване с iPad или iPhone в руках намного проще, чем ходить по залам храмов искусств. Тем более что в приложении представлена различная информация о картинах, ссылки на сайт музея и прочие источники. Получается, что аудиогиды и экскурсоводы больше не нужны?

Многие наверняка так подумают, — кивает головой Габриэль Финальди. — Но идея состоит в том, что технологии способны повысить ценность произведений искусства. Задействовав это приложение, мы хотим продемонстрировать возможность максимально пристального изучения картин, акцентируя внимание на тех деталях, которые вы могли бы никогда и не заметить. И потом, посещение музея — всегда нечто особенное. Тех, кто еще не был в Прадо, Second Canvas вдохновит приехать сюда и увидеть все картины воочию. Те, кто уже здесь, могут использовать приложение для получения информации. Вместе с гидом вы можете стоять напротив картины и обсуждать ее. Все эти способы постижения произведений искусства только дополняют друг друга.


Алиса Курманаева