Стиль
Впечатления Ирония как форма искусства:
Впечатления

Ирония как форма искусства:

Фото: tsukanovartcollection.com
Выставки в крупнейших музеях мира, аукционные рекорды и сотни публикаций — советский нонконформизм сейчас на пике популярности. Кто его главные герои и чем они знамениты — разбирался «РБК Стиль».

Начало

Нонконформизм, андеграунд, второй русский авангард, советское неофициальное — так называют искусство, существовавшее в СССР во второй половине ХХ века, но не вписывающееся в каноны соцреализма. Оно началось в 1957 году, когда в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. На нем показали современных западных авторов, чьи работы произвели на советских художников неизгладимое впечатление — уже через год после фестиваля в СССР появились первые абстракционисты.  

 

VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, карнавал на улице Горького (28 июля 1957 г.). Фото из архива ИТАР-ТАСС.

 

Запрет

Сначала нонконформистов не преследовали: некоторые из них даже принимали участие в выставке Московского союза художников, которая прошла в 1962 году в Манеже. Правда, это был единственный их крупный показ — пришедший на экспозицию Хрущев назвал авторов гомосексуалистами, дураками и предателями и этим поставил на крест на возможности их официального признания. С тех пор и до падения СССР за авторами пристально следили сотрудники КГБ. 

 

Никита Хрущев на выставке московских художников в Центральном выставочном зале (1962). Фото Василия Егорова (Фотохроника ТАСС).

 

Группы 

История советского неофициального искусства — это история художественных объединений. Первой стала Лианозовская группа, участников которой объединил интерес к формальным поискам. Правда, работали они в разных областях: Оскар Рабин и Евгений Кропивницкий создавали фигуративные работы, а Владимир Немухин и Лидия Мастеркова работали над абстрактными полотнами. 

 

Лианозовская группа

Оскар Рабин — лидер группы. Критически настроенная газета «Советская культура» описала его творчество как «скособоченные дома, кривые окна, селёдочные головы, измызганные стены бараков» — в общем, все так и есть.

 

«Помойка №8», 1958. (c) tsukanovartcollection.com

 

Евгений Кропивницкий — создатель множества портретов девушек — с длинными шеями и покатыми плечами.

 

«Девушка в рубашке», 1959. Из коллекции Михаила Алшибая

 

Дмитрий Краснопевцев — автор темных «метафизических натюрмортов», передающих ирреальность мира.

 

«Композиция», 1967. (с) tsukanovartcollection.com

 

Владимир Немухин — абстракционист. Главный мотив его творчества — карточная колода.

 

«Композиция», 1967. (с) tsukanovartcollection.com

 

«Бубновая девятка», 1964-1965. Собрание Евгения Нутовича. Фото: mmoma.ru

 

Лидия Мастеркова — жена Владимира Немухина. Работала над монохромными абстракциями. 

 

«Абстрактная композиция», 1969. (с) tsukanovartcollection.com

 

Следом за лианозовцами в начале 1970-х появились концептуалисты. Для них главным в произведении была не эстетическая составляющая, а идея, которую оно передает. Основной темой их работ стала советская действительность, и переосмысляли ее художники с неизменной иронией. Главными орудиям советской пропаганды были лозунги, и художники тоже включали в свои работы текстовые фрагменты и исследовали, как они взаимодействуют с изображением. Вообще московский концептуализм литературоцентричен — важной его частью было не только создание работ, но и кухонные разговоры и философские диспуты. В том числе на них обсуждалась и метафизика: авторы последовательно прошли увлечение дзэн-буддизмом и православием.

Состав группы концептуалистов постоянно менялся, но в целом внутри направления можно выделить объединения «молодых» и «старших». Лидером и тех, и других был Илья Кабаков. Его идеи, развитые другими людьми, стали основой образа жизни всего круга неофициальных художников. 

 

Концептуалисты: «Старшие»

Илья Кабаков — лидер московских концептуалистов. Большинство его работ — о коммунальной жизни. Для того, чтобы отобразить ее максимально достоверно, придумал тотальные инсталляции — огромные пространственные композиции.

 

«Праздники №1», 1987. (c) tsukanovartcollection.com

 

Эрик Булатов — создатель работ, в которых на фоне пейзажа появляются огромные абсурдные лозунги.

 

«Вход-Входа нет», 2006. (c) tsukanovartcollection.com

 

Виктор Пивоваров — автор альбомов-иллюстраций к жизни советского человека.

 

«Полетели, полетели... (посвящается И. Кабакову)», 1973. (с) tsukanovartcollection.com

 

Иван Чуйков — исследователь соотношения реальности и иллюзии. Создатель знаменитой серии «Окна» — живописи в оконных переплетах.

 

«Окно IV», 1974. Фото: conseptualism-moscow.org

 

 

Концептуалисты: «Младшие»

Андрей Монастырский — основатель группы «Коллективные действия». Автор множества акций и десятков томов документации жизни и творчества концептуалистов. 

 

Инсталляция «11» для главного зала русского павильона 54-й Венецианской биеннале. Фото: conceptualism.letov.ru

 

Ирина Нахова — исследователь пространства. Сначала проводила изыскания в плоскостях картин, потом начала работать с объемом и создала серию инсталляций «Комнаты».

 

Фрагмент инсталляции «Комнаты». Фото: mmoma.ru

 

Инсталляция «Побудь со мной», 2002. Фото: newslab.ru

 

Никита Алексеев — лидер движения АПТАРТ, проводящего квартирные выставки. 

 

Без названия. Три работы, 1991. Фото: artinvestment.ru

 

В 1972 году в московском неофициальном искусстве появились новые герои — Виталий Комар и Александр Меламид, которые изобрели соц-арт. Художники, используя язык соцреализма, иронизировали над идеологией, буквально интерпретировали советские лозунги или говорили о мелочах величественным языком официального искусства.

В 1974-м нонконформисты решили открыто показать свои работы: 15 сентября они выставили холсты на пустыре в Беляево, но смотр продолжался недолго — экспозиция была разрушена подоспевшими бульдозерами. Событие осветила иностранная пресса, и советскому руководству ничего не оставалось, как разрешить следующую выставку. Она прошла через две недели в Измайлово, длилась 4 часа и получила известность как «полдня свободы».

 

Бульдозерная выставка. Материалы из личного архива А. Меламида и oldmos.ru

 

В 1976 году из мистических увлечений молодых концептуалистов выросла группа «Коллективные действия», или «КД». Ее участники провели серию акций «Поездки за город». Все они были алогичны. Например, действо «Либлих» заключалось в том, что на заснеженное поле, на котором был спрятан голубой ящичек с электрическим звонком, приезжали зрители. Они слышали звон, но не могли определить, откуда он исходит. Вот и все. Участники «Поездок» не стремились создавать произведения — главным становился процесс и ощущения его участников.

К середине 1970-х кроме концептуалистов и круга Комара и Меламида (Лианозовская группа к тому времени уже распалась), появилось третье объединение, во главе которого был Дмитрий Пригов. Художник, поэт, музыкант и артист — он был главным связным московской арт-сцены того времени и объяснял всем деятелям искусства, что их коллеги из других цехов пытаются выразить в своих произведениях. Самого Пригова при этом занимала тема жизни и смерти, а также исследование того, как функционирует язык. 

 

Соц-арт

Виталий Комар и Александр Меламид — основатели соц-арта. Иронизировали над советской властью, используя ее же образы и лозунги.

 

«Будущий американский флаг», 1980. (c) tsukanovartcollection.com

 

Дмитрий Пригов — соц-артист, впоследствии концептуалист. Главные герои его произведений — «Всевидящее око» (одновременно символ Бога или Большого брата), «бедная уборщица» («маленький человек» и очиститель мира от грязи и скверны) и пустые банки (знак буддистской великой пустоты).

 

«Winter russische reise», 2004. (c) artchronika.ru

 

Борис Орлов — создатель скульптурных объектов-тотемов, увешанных орденами, медалями и другими атрибутами советской власти.

 

«Трехглавый тотем», 1989. (с) tsukanovartcollection.com

 

До середины 1970-х все группы существовали отдельно. Но после 1977-го, когда часть художников эмигрировала, оставшиеся почувствовали пустоту и стали объединяться. Так появился «Семинар» — встречи всех представителей андеграунда, на которых они читали друг другу лекции и обсуждали свои работы. К «Семинару» присоединилась и новая группа «Мухоморы», лидеры которой — Константин Звездочетов и Свен Гундлах — в 1980-е стали главными героями художественной жизни. Они бросили вызов крайней серьезности и «духовке» старшего поколения концептуалистов и делали провокационные акции, вроде выкладывания своими телами на снегу слова из трех букв.

С конца 1970-х события стали развиваться стремительно: сначала молодые художники создали АПТАРТ — серию квартирных выставок, которые на несколько лет стали настоящим местом силы для сообщества. Потом в 1984 году появляется «Детский сад» — группа Андрея Ройтера, Германа Виноградова и Николая Филатова, которые заняли заброшенное здание и превратили его в место встреч и выставок. Следом за «Детским садом» появляются еще два объединения — «Медгерменевтика» и «Чемпионы мира».

 

«Чемпионы мира» 

Гия Абрамишвили, Константин Латышев, Борис Матросов, Андрей Яхнин — самые младшие из нонконформистов, акционисты и панки. Дрались, вскрывали вены, поджигали березовые рощи, окунали головы в горячие щи и баловались с самодельными тротиловыми шашками.

«Дикие песни нашей родины», 1987. Собрание МАНИ. (c) Е.К.АртБюро, Москва

 

В Петербурге тоже в это время бурлила жизнь: лидером неофициального искусства там была группа «Новые художники», которую возглавлял Тимур Новиков — создатель знаменитых коллажей и лидер нового академизма.  

 

Константин Латышев, из серии «Комментарии», 2011. (с) галерея «Айдан»

 

  

Избранные работы Тимура Новикова 

 

 

Конец

В конце 1980-х в изоляция нонконформистов закончилась — в Союз приезжает все больше иностранцев, они ходят по мастерским художников, покупают их работы и даже выставляют за рубежом. В 1988 году Sotheby's провел первый международный аукцион в Москве, на котором продавались работы неофициальных авторов. Кроме зарубежных коллекционеров, нонконформистами интересовались и интересуются и российские собиратели.

Сейчас множество работ находятся в коллекциях Виктора Бондаренко, Михаила Алшибая, Александра Глезера, Марка Курцера, Александра Кроника.

Началась перестройка, а значит, идеологии, с которой нонкомформисты полемизировали больше 30 лет, больше не было. Объединения художников постепенно распались — кто-то из участников эмигрировал, кто-то остался здесь и теперь работает в одиночку.