Стиль
Впечатления Небо в самолетах: как за полвека изменилась пассажирская авиация
Стиль
Впечатления Небо в самолетах: как за полвека изменилась пассажирская авиация
Впечатления

Небо в самолетах: как за полвека изменилась пассажирская авиация

Фото: gettyimages
Белые скатерти, завтрак в постель и светский салон на борту — таким представляется многим «золотой век» авиации, закончившийся в 60-х годах. Не чета нынешним временам с тесными салонами и макаронами на обед. «РБК Стиль» разбирался, верно ли сравнение.

 

Чтобы понять, в какие времена трава была зеленее, небо голубее, а самолеты комфортнее, мы решили сравнить прекрасное прошлое и суровое настоящее пассажирской авиации по четырем самым важным критериям.


Комфорт


Прекрасное прошлое

В первой половине XX века отсутствовало само понятие экономического класса. Отсюда и стюардессы-красотки в накрахмаленных перчатках, мягкие диваны с подушками, кофе из фарфоровых чашек и виски из хрусталя.

 

 

Стюардессы техасской авиакомпании Southwest Airlines, девизом которой в свое время были слова "Sex sells seats" ("секс продает билеты")  

Салон самолета британской авиакомпании BOAC с раскладывающимися кроватями был создан известным дизайнером Гэби Шрайбер. 

 

Одним из символов золотого века авиации считается дальнемагистральный Boeing 377 Stratocruiser. Его эксплуатация началась в 1949 году. На тот момент это был самый большой, самый быстрый и, без сомнения, самый комфортабельный авиалайнер в мире, на борту которого были даже полноценные кровати.

 

 

К 60-м годам самолеты стали быстрее, поэтому надобность в спальных местах отпала. А вот в роскошной еде — нисколько. Обед или ужин на борту подавался на белых скатертях и мог состоять из нескольких перемен блюд. На закуску на рейсах авиакомпании Swissair в 60-х годах предлагали икру, фуа-гра, лобстера и коктейль из новозеландских креветок. А на горячее приходилось делать нелегкий выбор между филе миньон с трюфелями, ягненком с мини-картофелем и стейком со швейцарским сыром.

 

Кухня гидросамолета Scilla, который совершал полеты по маршруту Лондон - Париж

 

Суровое настоящее

Сегодня аналогичное обслуживание тоже есть — в первом классе. Билет туда покупают около 8% пассажиров и при этом приносят авиакомпаниям 27% от общей прибыли.  

Неудивительно, что авиакомпании соревнуются в том, чем заманить и удивить богатых клиентов. Emirates предлагает душ на борту и отдельные каюты с кроватью, личным мини-баром, гардеробом и туалетным столиком, Singapore Airlines предоставляет пассажирам пижамы и постельное белье от Givenchy, а Cathay Pacific Airways — блюда азиатской и европейской кухни на заказ. Одним словом, не хуже, чем в золотой век авиации.

В эконом-классе обслуживание, конечно, похуже. Но давайте вспомним, что в 50-х годах никто не мог смотреть на борту кино и уж тем более пользоваться интернетом, который сейчас доступен на дальних рейсах многих авиакомпаний.

 

Цены


Прекрасное прошлое

В первой половине XX века самолет в первую очередь был роскошью, а лишь потом средством слетать на выходные в Париж встретиться с подружками. Поэтому и перелеты могли себе позволить лишь самые обеспеченные пассажиры. Билет от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса и обратно в 1958 году стоил $208 (сегодня с учетом инфляции это эквивалентно $1600). Рабочий получал в среднем $250. И на эти деньги он скорее купил бы не билет на самолет, а такой предмет роскоши, как черно-белый телевизор.

Чтобы перебраться на другой континент, в середине 50-х годов за билет нужно было заплатить намного больше. Из Нью-Йорка до Парижа — $310, до Рима — $360. И это только в один конец.

 

Гостинная на борту самолета авиакомпании Braniff International Airways, середина 60-х годов 

 

Издатель журнала Playboy Хью Хефнер (на фото — на борту собственного  DC-9) всегда знал толк в женщинах, самолетах и комфорте.

 

Суровое настоящее

Цены на билеты начали снижаться в конце 70-х годов. И сегодня из того же Нью-Йорка в Лос-Анджелес можно долететь за те же $200, при том что средняя зарплата в США возросла с $250 до $4500. А у европейских дискаунтеров цены и вовсе начинаются с €25-30. Что и говорить, позволить себе это может каждый. Ценовая революция не коснулась, кажется, только одного маршрута на Земле — чтобы преодолеть 6200 км из чукотского Анадыря в Москву, приходится платить почти 70 тыс. рублей. В то же время 6700 км до Петропавловска-Камчатского обойдутся всего в 11 тыс. рублей.

 

Обслуживание на борту самолета авиакомпании "Люфтганза", 1967 год

.

Безопасность


Прекрасное прошлое

Не стоит доверять тем, кто говорит, что летать полвека назад было безопаснее. Да, тогда миру еще не угрожала «Аль-Каида», боевики которой направили самолеты с пассажирами на нью-йоркские башни-близнецы. Зато угрожали угонщики. За пять лет с 1968 по 1972 годы только в США пытались угнать 130 самолетов. Большинство угонщиков хотели лететь на коммунистическую Кубу. Для сравнения, с 1996 по 2007 год во всем мире пассажиры оказывались заложниками лишь 12 раз.

 

 

В представлении любителей "золотого века авиации" с таким настроением до конца 60-х летали все пассажиры

Дамская комната на борту самолета (1952 г.) — невозможное явление для наших дней, когда на борт нельзя пронести даже маникюрные ножницы

 

Суровое настоящее

По данным профессора Массачусетского технологического института Арнольда Барнетта, сегодня риск погибнуть во время полета сегодня составляет 1 к 45 миллионам. Другими словами, можно летать хоть каждый день на протяжении 123 тыс. лет, прежде чем попадешь в авиакатастрофу. На заре авиации таких подсчетов не вели, но очевидно, что риск катастрофы был заметно выше — рейсов было меньше, а аварий больше.

 

Скорость передвижения


Прекрасное прошлое

Полвека назад пассажиры могли позволить себе никуда не спешить. Да и какой в этом был смысл, если летать чаще всего приходилось с посадками или пересадками. Бежать от одного гейта к другому дамам в шляпках и джентльменам в котелках тоже не было надобности. Самолетов было в разы меньше, чем сейчас. И летали они реже. По словам американского пилота Патрика Смита, сегодня, путешествуя между любыми двумя аэропортами в США, в худшем случае придется совершить одну пересадку. В то время как несколько десятилетий назад по пути приходилось делать как минимум две, а то и больше остановок. 

 

Дальнемагистральный Boeing 377 Stratocruiser - один из символов золотого века авиации

 

В наши времена в аэропорту Нью-Йорка немного многолюднее, чем в 1955 году

 

Суровое настоящее

Со скоростью звука современные самолеты пока не летают, но все равно доставляют пассажиров в пункт назначения быстрее, чем это было раньше. Очевидная причина — технический прогресс. Самолеты летают быстрее и на большие расстояния, в разы увеличилось число прямых рейсов между городами. Авиакомпании даже соревнуются между собой в дальности беспосадочных перелетов. На рекорд решили пойти в Emirates. Авиакомпания анонсировала самый протяженный в мире беспосадочный рейс. Маршрут свяжет Дубай и Панаму, а пассажиры будут находиться в небе в течение 17 часов 35 минут. Первый перелет запланирован на 1 февраля 2016 года. 

 

Стюардесс американской авиакомпании TWA, 1946 год