Стиль
Впечатления «Мы дрожим, боимся. Нам популярности и так перепало не слишком много»
Стиль
Впечатления «Мы дрожим, боимся. Нам популярности и так перепало не слишком много»
Впечатления

«Мы дрожим, боимся. Нам популярности и так перепало не слишком много»

Фото: пресс-служба "Квартета И"
Под редкие, но глубокие ремарки простывшего Леонида Бараца другой соавтор сценария и исполнитель одной из главных ролей фильма «День выборов 2» Ростислав Хаит попытался объяснить «РБК Стиль», можно ли совместить миссионерство с зарабатыванием денег.

18 февраля в прокат выходит фильм «День выборов 2». Василий Уткин (он же Игорь Цаплин) умудрился продержаться на посту губернатора 8 лет и вдруг вынужден вновь идти на выборы. Соавтор сценария Ростислав Хаит рассказывает, зачем они «оживили» этого культового персонажа нулевых....

Ростислав, трудно не заметить, что в мире неспокойно: санкции, заговоры, «третья мировая»… Как у вас в таких условиях звериной политической серьезности поднялась рука шутить о политике?

Но мы шутим все-таки не о мировой, глобальной политике, а о региональной, а это всегда было в рамках, скажем так, по умолчанию разрешенных шуток. Про Путина, может, и нельзя, про Украину если и можно, то в одну сторону и понятно какую, а про губернаторов можно, да и люди, которые принимают участие в фильме — вымышленные персонажи.

Что касается отношения людей к тому, «что можно, а что не можно», у нас была характерная реакция двух режиссеров, с которыми мы хотели снять этот фильм. Один прочитал сценарий и сказал: «Это так остро, что я не готов». Второй сказал: «Да вы посмотрите, что за события вокруг происходят, а у вас все приглажено и мягко, ни о чем». И тоже отказался.


И в итоге?

В итоге мы выбрали третьего, который сказал только: «Ребята, я с удовольствием с вами поработаю».


Но ведь хорошие комедии о глобальной политике — это возможно. Это еще Стэнли Кубрик доказал, сняв «Доктора Стрэйнджлава…», есть «Плутовство» Барри Левинсона, «Диктатор» Саши Барона Коэна на худой конец…

Во-первых, в такую стилистику, как у Саши Барона Коэна, нас совсем не тянет. Во-вторых, мы все-таки привыкли снимать больше про себя. То есть это не в чистом виде персонажи, списанные с нас, но мы пишем о том, в чем разбираемся. А террористов вокруг нас нет, как мы можем о них написать?

В случае с «Днем выборов 2» политика вообще не первопричина, по которой мы сняли этот фильм. Это просто авантюрная комедия о приключениях «полюбившихся зрителю героев». Политика — это только обстоятельства, в которые мы их поместили, возможность поставить наших героев в какие-то сложные ситуации, чтобы они из них выкручивались. Мы, кстати, когда писали спектакль «День выборов», всерьез рассматривали, что это может быть «День шахтера» или еще что-то в этом духе…

Но если в нашей легкой комедии кто-то там найдет острый сатирический подтекст, то и слава богу, и хорошо.

 

Кадр из фильма «День выборов 2»                                                            upi-rus.ru

 

 

Почему ждали целых восемь лет, чтобы снять вторую часть фильма?

А мы не собирались ее снимать. Просто полтора года назад пришел человек, который когда-то купил права на первый «День выборов», и предложил сделать вторую часть. И, главное, сразу дал деньги на сценарий. А тогда кризис уже начинался, и у нас на деньги реакция была простая: «О, деньги! Делаем! Нельзя отказаться». Если бы любой участник «Квартета И» предложил эту идею, от нее отказались бы, а тут такой весомый аргумент.


Судя по трейлеру, ни ситуации, ни герои в фильме сильно не поменялись — казаки, губернаторы, политтехнологи.

Наши герои все же немного повзрослели, плюс добавились новые персонажи и герои, которые, мы надеемся, порадуют людей. И фильм заканчивается совершенно непредсказуемо, это точно совершенно.

 

Трейлер фильма «День выборов 2»

 

 

Как в Иркутской области?

А что там, в Иркутской области, я не знаю?


На выборах губернатора осенью непредсказуемо победил коммунист.

Не единоросс? Правда? Фантастика. Я не знал.


После первого «Дня выборов» и «Дня радио» вы говорили в интервью, что еще не набили руку на сценариях и снимаете плохое кино. Сейчас уже набили?


Скажем так, сейчас про кино мы узнали больше, но от этого стали понимать его еще меньше. Вот смотрите. Когда мы только поставили спектакль «Разговоры мужчин среднего возраста», мы понимали, что будем играть его на маленький зал, потому что ну кому кроме нас интересны разговоры, страдания, жалобы мужчин по поводу женщин и т.д.? Потом билеты раскупили на три месяца вперед, и мы перешли в большой зал. А потом оказалось, что и фильм можно снять, причем он стал намного популярнее «Дня выборов» и «Дня радио», снятых до этого.
И вот все в кино у нас идет по нарастающей, следующим снимаем фильм «Быстрее, чем кролики» — и он проваливается вообще в никуда. Хотя мы были уверены в успехе, думали, что на «Кроликов…», несмотря на то, что это кино тяжелое, с атмосферой клаустрофобии, распространится вотум доверия, который есть у зрителя и к этим актерам, и к этим героям. Но ошиблись и поняли, что никаких закономерностей в кино нет.

 

Эксклюзивный фрагмент фильма «День выборов 2» для «РБК Стиль»

 

Ни одной?

Один момент мы все-таки поняли точно: кинозритель кардинально отличается от театрального зрителя. В кино люди (в основе своей) идут, чтобы развлечься или отвлечься, но точно не идут, чтобы переосмыслить взгляды на жизнь. И мы поняли: если мы хотим зарабатывать в кино деньги — а мы хотим — нам надо соответствовать этому запросу. Немножко, может, надо поумнее, покультурнее снимать, чтобы какую-то миссионерскую функцию все же выполнять, но не забывать, что мы хотим зарабатывать деньги.

При этом мы по-прежнему встречаем много людей, которые говорят, что их любимый фильм — «Быстрее, чем кролики», и что это наш лучший фильм.


И вот вы в очередной раз сняли, что хочет именно зритель.

Мы всегда снимаем то, что хотим снять. И «День выборов 2» мы хотели снять и рассчитываем, что он будет успешным. Мы поставили его премьеру на 18 февраля с мыслью захватить длинный уик-энд до 23 февраля.

 

Ростислав Хаит и Леонид Барац                                                         upi-rus.ru

 

Тогда уж надо было и тематику 23 февраля привлечь.

А какая эта тематика? Единственная, в которой мы уверены — это концерт Газманова.


Вот и пригласили бы Газманова спеть.

Газманов у нас будет (Леонид Барац подает простуженный голос с соседнего дивана).


Как будет?

Леонид Барац: Нет, не сам. Слово «Газманов» в фильме у нас будет.


Значит, считаем, что в тематику 23 февраля укладываемся. Хотя, может, Газманов и вживую не помешал бы? Вам не кажется, что зритель может подустать от вашего творчества — все же тональность фильмов отличается несильно, герои похожи.

Боимся, что подустанет, но надеемся, что не скоро. Вот сейчас мы сделали вроде бы смешное кино. Мы организовали один закрытый показ «Дня выборов 2», и люди отреагировали хорошо, смеялись, аплодировали. Но как его примет массовый зритель по стране, не знаем, волнуемся, переживаем. Мы ведь понимаем, что если картина не соберет кассу, значит, популярность куда-то делась, что-то нужно будет с этим делать, принимать усилия, сильно шевелить мозгами, в какую сторону идти. А нам популярности и так перепало не слишком много.


Последние лет 8-10 — это разве не срок?

Нет, я бы сказал, что считать надо не со спектаклей и даже не со «Дня выборов», а только с «Разговоров мужчин среднего возраста». Поэтому дрожим. Кинокарьера у нас была поступательной — от одного успеха к другому, но вот на «Кроликах…» насупил сбой. И вот сейчас мы сняли, как нам кажется, хорошую комедию и надеемся восстановить реноме….

 

хитмейкеров. (С дивана снова слышится шепот Бараца).


Леша, что ты там говоришь?


Барац: Скажи: «восстановить реноме хитмейкеров…»


Нет, Леша, это твое словечко, я его говорить не буду. Давайте оставим так: просто «реноме». Пусть останется недосказанность…