Стиль
Спецпроект Что стоит за ценой шедевров дизайна?
Спецпроект

Что стоит за ценой шедевров дизайна?

Фото: www.phillips.com
Аукционные торги из года в год доказывают, что редкие предметы мебели без труда уходят за суммы, сопоставимые с ценой на картины известных художников. «РБК Стиль» разобрался, как это возможно и что интересного можно найти на предстоящих аукционах.

В сферу интересов современных коллекционеров входят не только картины, скульптуры и часы, но и предметы дизайна. Те, кто впервые видит каталог предстоящих торгов, скорее всего будут поражены указанными эстимейтами на столы, кресла, шкафы и прочие предметы мебели. Многие из них будут сопоставимы с ценами на работы признанных художников. Так, стол из дерева со стеклянной столешницей 1948 года дизайна Карло Моллино в 2005 году был продан в 20 раз дороже своей оценочной стоимости — за $3,8 млн. Сейчас ценой в сотню тысяч долларов за кресло, в миллион — за дверь, или в пару — за шкаф или обеденный стол со стульями серьезных коллекционеров уже не удивишь. В их домах и квартирах произведения современного и послевоенного искусства — к примеру Джефф Кунс и Марк Ротко — соседствуют с не менее уникальными по своим характеристикам предметами дизайна.

Так что же этим предметам позволяет достигать таких невероятных сумм на аукционах? Если разобраться детально, ровно то же, что и произведениям искусства. В первую очередь важно имя — первопроходцы и революционеры в своей области, вроде Чарлза и Рэя Имзов, Джо Понти, Геррита Ритвельда, Жана Пруве, ценятся намного выше последователей. Чем выше эксперты в области дизайна оценивают вклад того или иного дизайнера в историю, тем, очевидно, больше вероятность высокой цены на аукционе. Так, кресло Cité Жана Пруве из 1940-х на ближайших торгах Phillips Modern Masters, которые состоятся 26-27 апреля, оценивается в £180–280 тыс. Важный момент — претендовать на существенную цену могут только оригинальные предметы, выпущенные студией дизайнера или под его контролем, с первоначальной обивкой и всеми сохранившимися деталями. При этом для предметов, производившихся несколькими «тиражами», самым дорогим окажется первый, а далее — прижизненные выпуски. Цена на мебель, выпуск которой продолжается до сих пор, будет тем выше, чем ближе этот предмет к моменту начала производства.

Жан Пруве. Кресло Cité, 40-е гг. Эстимейт £180 000–280 000. Phillips, Аукцион Modern Masters&Design, 26 и 27 апреля, Лондон
Жан Пруве. Кресло Cité, 40-е гг. Эстимейт £180 000–280 000. Phillips, Аукцион Modern Masters&Design, 26 и 27 апреля, Лондон

Тут есть и свои тонкости: часто большие производители мебели, к примеру Vitra, могут выкупить право на производство того или иного шедевра современного дизайна. Если эти предметы выпущены лимитированной серией, то они уже становятся коллекционными. Некоторые предметы производятся специально для галерей: один из экземпляров алюминиевого стола нидерландского дизайнера Йориса Лаармана, произведенный в количестве восьми единиц для Barry Friedman Gallery его студией в 2010 году, на предстоящих торгах оценивается в £200–300 тыс.

Йорис Лаарман. ​Стол из дерева со стеклянной столешницей, 1948. Эстимейт ​£200 000–300 000. Phillips, Аукцион Modern Masters&Design, 26 и 27 апреля, Лондон
Йорис Лаарман. ​Стол из дерева со стеклянной столешницей, 1948. Эстимейт ​£200 000–300 000. Phillips, Аукцион Modern Masters&Design, 26 и 27 апреля, Лондон

Важное значение имеет и то, в каких музейных коллекциях находится тот или иной предмет, а также появлялся ли в важных книгах, монографиях и энциклопедиях. Пара стульев Карло Моллино, изготовленная в 1951 году для издательского дома Lattes, попала в не менее чем десяток книг, посвященных легендам дизайна середины ХХ века, и соответственно оценена — ее эстимейт £160–220 тыс.

Особое внимание обращают на провенанс: и тут происхождение предмета, его история имеют, пожалуй, гораздо более важное значение, чем это бывает с предметами искусства. На торгах в ноябре 2016 года в Лондоне, где была представлена мебель из 1980-х итальянской группы Мемфис из дома Дэвида Боуи, каждый из предметов уходил с десяти, а то и двадцатикратным превышением эстимейта. Цена будет тем выше, чем интереснее судьба предмета: тут влияет и сила личности предыдущего владельца, и события, которые разворачивались при участии того или иного предмета, имеет значение, попадали ли они на известные фотографии, а также журнальные страницы Life, Vanity Fair и уважаемых дизайнерских журналов. Один из топ-лотов аукциона предметов дизайна Phillips — комплект обеденного стола и десяти стульев в стиле модерн 1931 года, выполненный во французском ателье в Нёли-Леваллуа по эскизам Армана-Альбера Рато, который также известен тем, что оформлял модные салоны и апартаменты модельера Жанны Ланвен. Этот комплект, который представляет собой один из прекрасных образцов модернистской мебели, был создан специально для известного доктора Марселя Талеймера и был размещен в его особняке в XVI округе Парижа. Эстимейт соответствует масштабу сохранности и значимости для тех, кто коллекционирует мебель этой эпохи — £1–1,5 млн.

Высокие цены на исключительные предметы дизайна различных эпох определяются прежде всего тем, что не так много их образцов сохранилось в идеальном состоянии (все же они были сделаны для того, чтобы ими активно пользоваться ежедневно), а также небольшим количеством коллекционеров, которые готовы бороться не на жизнь, а на смерть, чтобы получить очередной предмет того дизайнера, которого им не хватает. Впрочем, на подобные аукционы стоит отправляться, если хочется добавить в интерьер настоящую звезду от выдающегося дизайнера. На таких аукционах попадаются вполне достойные экземпляры с ценой, не сильно отличающейся от той, которую хотят получить современные производители, чьи модели пока еще не прошли испытания временем. К примеру, редкий кофейный столик Джо Понти из массива ореха, никелированного металла и стекла 1953 года высотой 34,5 см и диаметром в 100 см может стать частью современной гостиной, где на стене уже висит, скажем, Джордж Кондо или Трейси Эмин, за £35–45 тыс.