Стиль
Спецпроект Аукцион vs галерея: куда идти коллекционеру?
Спецпроект

Аукцион vs галерея: куда идти коллекционеру?

Фото: www.phillips.com
В новом материале из образовательной серии, созданной совместно с аукционным домом Phillips, «РБК Стиль» выяснил, какое искусство выгоднее покупать на аукционе, а какое — в галереях.

Часто начинающие коллекционеры, особенно сфера интересов которых искусство XX–XXI веков, считают, что, к примеру, лучшей цены на произведение этого самого искусства можно добиться только в галерее, где они пробуют торговаться либо получают скидку постоянного клиента, и поэтому не жалуют аукционы. А зря. Если разобраться детально, то аукционный дом и галереи в равной степени могут быть полезны при формировании коллекции, все зависит только от конкретных задач, которые перед собой ставит коллекционер.

Для начала стоит определить категории этих самых коллекционеров: к первой стоит отнести тех, кто преимущественно собирает авангард, послевоенное искусство, а также громкие, известные имена современных художников, то есть работы заведомо очень дорогие, так называемые произведения с инвестиционным потенциалом. Цена на них обычно начинается от $100 тыс.

Пабло Пикассо. ​Nature morte au verre sous la lampe (Still Life with Glass under the Lamp). 50 экземпляров. Эстимейт $200 000–300 000. ​Phillips, Аукцион тиражных работ. 18 апреля, Нью-Йорк
Пабло Пикассо. ​Nature morte au verre sous la lampe (Still Life with Glass under the Lamp). 50 экземпляров. Эстимейт $200 000–300 000. ​Phillips, Аукцион тиражных работ. 18 апреля, Нью-Йорк

Другая категория коллекционеров прежде всего нацелена на молодое искусство или же работы известных авторов, но в малых форматах либо тираже. В этом случае цена за работу может быть и тысяча долларов, а может и 20, 50, 80 тысяч долларов. Первым, как правило, важно не просто купить красивую понравившуюся работу, а получить произведение искусства музейного качества. В этом случае коллекционеру нечего делать в галерее, если только он не знаком лично с Ларри Гагосяном или Дэвидом Цвирнером — главными конкурентами на рынке сверхдорогого искусства. Это знакомство поможет достать какие-то картины из личных запасников галеристов, либо они смогут выступить посредниками, чтобы перекупить шедевр из коллекции их постоянных клиентов. В остальных случаях путь такого коллекционера — на аукцион, ведь редкое по качеству произведение искусства скорее появится там. Владельцы подобного капитала редко расстаются с хорошими работами, но если они и появляются, то с большей вероятностью на аукционах, а не в галереях (если, конечно, у владельцев нет заключенного контракта с «материнской» галереей, по которому в случае перепродажи он в первую очередь должен предложить работу ей).

KAWS. ​Companions, three works. 100 экземпляров. Эстимейт $50 000–70 000. ​Phillips, Аукцион тиражных работ. 18 апреля, Нью-Йорк

KAWS. ​Companions, three works. 100 экземпляров. Эстимейт $50 000–70 000. ​Phillips, Аукцион тиражных работ. 18 апреля, Нью-Йорк

В общем, это касается любого серьезного и дорогого искусства, которое коллекционером расценивается и как возможность хороших инвестиций. Аукционный дом при этом дает все гарантии — можно узнать о происхождении картины и быть уверенным в ее подлинности, так как любой дом бережет свою репутацию. В дальнейшем это произведение будет проще продать: у него есть точная, установленная публично цена, и на следующем аукционе, принимая во внимание текущую динамику, она будет только выше.

Что касается коллекционеров, которые пока не готовы тратить миллионы, и собирают свою коллекцию не из соображений будущих цен на произведения искусства, а потому что им нравится процесс и сами работы, то аукцион — показатель того, что художник пользуется спросом и его творчество оценено арт-сообществом. Либо же на аукционе можно найти работу, которую давно хотелось купить, но в галерее она была давно продана. За редкую вещь можно поторговаться, и да — цена не нее будет обусловлена спросом и качеством.

Так зачем же тогда нужны галереи? Смысл постоянно покупать в галереях, конечно же, есть. В первую очередь тем, кто хочет не просто купить работу, но и познакомиться с художником, узнать подробности создания произведения искусства из первых рук. Прежде всего это касается молодого современного искусства и локальных авторов, которые еще не были замечены на аукционах. Галереи отвечают за первичный рынок, они играют огромную роль в развитии самого художника, его потенциала, фактически отвечают за его становление. Далее эстафету подхватывают международные ярмарки искусства, различные фестивали, биеннале и триеннале. А условно конечную оценку всей проведенной работе устанавливает рынок в лице аукционных домов.

Фото: www.phillips.com

Можно долго сравнивать преимущества и недостатки галерей и аукционных домов, но на самом деле они дополняют друг друга. В конечном счете они все формируют арт-рынок, позволяют художникам развиваться, насыщают культурное пространство необходимыми идеями и, конечно, деньгами. За каждым серьезным художником, работы которого потом украшают собрания коллекционеров, стоят годы выстроенной и серьезной работы галеристов, кураторов и аукционистов.