Стиль
Спецпроект «Нас скоро всех оцифруют, какое там будет прайваси?»
Стиль
Спецпроект «Нас скоро всех оцифруют, какое там будет прайваси?»
Спецпроект

«Нас скоро всех оцифруют, какое там будет прайваси?»

Фото: Алексей Константинов
РБК и Henderson рассказывают о новаторах нашего времени. Герои покоряют мир, а Henderson демонстрирует, как легко решить вопрос гардероба и сосредоточиться на работе.

Михаил Иванов — генеральный директор инновационного стартапа NTechLab. Прежде чем возглавить компанию, специализирующуюся на технологии распознавания лиц, Иванов в должности технического директора возглавлял IT-направление в ТАСС, где провел инфраструктурные преобразования, модернизировал информационные системы, реформировал кадровый состав IT и вывел технологии агентства на современный уровень. Также в резюме Михаила Иванова – руководство IT-службами крупных компаний, таких как «Металлоинвест» и «​Русагро».

Насколько я понимаю, специалисты вашей компании научились распознавать лица не только на фотографиях, но и на видео?

Совершенно верно.

Выходит, теперь любая камера видеонаблюдения сможет не только записывать происходящее, но и сохранять персональную информацию о том, кто, когда и куда пришел?

​— Для этого должна быть подключена соответствующая система. Но для начала у каждой камеры есть владелец, который становится обладателем зафиксированных данных. Камера в магазине принадлежит самому магазину. Ей пользуются сотрудники службы безопасности, доступ к информации есть и у продавцов. А есть камера городского видеонаблюдения, которая используется для широкого круга сценариев, контроля вывоза мусора например. Или чтобы понять, убирают в вашем дворе снег или нет.

Технология выглядит с одной стороны привлекательно, с другой — опасно. Фактически камера будет фиксировать в условный документ информацию о перемещениях конкретного человека...

​Думаю, что в конечном счете так и будет, и это позволит людям, занимающимся нашей безопасностью, делать свою работу более эффективно. Собственно говоря, уже сейчас многие камеры позволяют определить пол, возраст человека, и я не вижу в этом никакой большой проблемы. Следить всегда и за всеми — это какая-то титаническая задача, которую, на мой взгляд, вряд ли кто-то когда-то решит. Она требует огромного количества вычислительных мощностей и ресурсов, и не очень понятна целесообразность.

Контроль всех и вся!

О вас и так известно гораздо больше, чем вы думаете. Вы пользуетесь смартфоном, выходите в интернет и регистрируетесь в социальных сетях. Ваша сим-карта была приобретена по удостоверению личности, и все действия через мобильный телефон фиксируются как ваши, а включенная геолокация и вовсе позволяет отследить, куда и как часто вы ходите.

Если человек террорист и пытается специально запутать следы, допустим, не пользуясь телефоном, то как раз камеры видеонаблюдения помогут правоохранительным органам его найти. Безопасность — неотъемлемое право человека, а города — это места скопления людей, где уровень террористической опасности значительно выше, чем в деревне. В ближайшем будущем 80-85% населения будут жить в городах, где людям хочется спокойно доехать из дома на работу, встретиться с друзьями и не стать жертвой преступника.

На Михаиле: голубая рубашка, синие брюки, синий плащ, ремень и обувь — всё Henderson.

На Михаиле: голубая рубашка, синие брюки, синий плащ, ремень и обувь — всё Henderson.

Больше идей для осенне-зимнего гардероба — на сайте Henderson.

То есть вам комфортно понимать, что вы живете в городе, где все следят за всеми?

Все не следят за всеми! А если кто-то за вами лично захочет следить, он и так это сделает. Найти вас в социальных сетях легко, вы там публикуете свои фотографии — изучай не хочу. Мы живем в обществе, где нужно пересматривать понятие прайваси. Для меня не существует в данном случае никакой этической проблемы, если вы представляете интерес для правоохранительных органов, они в любом случае вас найдут. Нельзя подходить к понятию частной жизни с точки зрения наших родителей, которых разыскать можно было только через адресный стол, да и то не всегда. (С иронией) Мы живем в цифровой век, нас скоро всех оцифруют, и мы окажемся в матрице, какое там будет прайваси? У меня, например, товарищ сам себя чипировал. Он открывает двери квартиры и машины чипом в своей ладони. Чип программируемый, то есть туда можно хоть карту «Тройка» загнать. И многие воспринимают это драматично: как же так, чип в руке! А ведь это здорово, это прикольно. Все уже активно пользуются Apple Pay, и ничего, нет в этом катастрофы. Если можно платить телефоном, почему нельзя платить ладонью? По-моему, мир становится лучше и интереснее, удобнее и безопаснее для конкретного человека.

Предлагаю вернуться к вашей компании. Вы выделяете ритейл в качестве одного из ключевых клиентов вашей технологии. Почему именно ритейл?

После того как в 2015 году оказалось, что мы умеем распознавать лица лучше, чем, пожалуй, все на свете, мы получили огромное количество запросов. Несколько сотен буквально в течение пары месяцев, что дало нам достаточно выпуклую, объемную картину рынка. Ритейл работает с относительно небольшими базами данных, будь то выборка клиентов или целевая группа, десять-двадцать тысяч, максимум пятьдесят, а ведь реальный покупательский поток в разы больше. Мало кто работает с камерами, которые фиксируют его целиком. И этих людей стоит знать в лицо. Но как различать? Ведь много похожих лиц, особенно в кадрах движения.

Технология позволяет считывать уникальные черты каждого лица, те, что делают человека исключительным. Плюс нашего алгоритма в том, что мы научились распознавать лица максимально точно. Где это используется? В системах общественного видеонаблюдения для осуществления мер безопасности, в ритейле. Например, если посмотрите отчетность любой сети, вы увидите информацию о потерях от краж. Вроде бы один воришка — это немного, украл йогурт с полки. Но если таких людей будет сорок-пятьдесят в день, для ритейла это уже существенно, особенно когда речь идет не о йогурте с полки, а о какой-нибудь электронике. Поэтому самое важное — это контроль тех, кто заходит в магазин. Каждый входящий автоматически сравнивается с базой преступников, которая формируется у ритейлеров.

То есть человек из базы, потенциальный вор, входит в магазин — и тут же на охране срабатывает некий сигнал?

Именно так. У вас есть охранник в магазине, он не сможет постоянно ходить и контролировать тысячу квадратных метров. Продавцам за ворами тоже следить не особенно интересно, у них другие проблемы. А вот когда появляется человек потенциально опасный, можно проследить конкретно за ним.

А что с презумпцией невиновности? Человек заходит в магазин за булкой и сразу оказывается под подозрением. Ведь неизвестно, пришел ли он с целью украсть или нет. Может быть, он завязал с этим.

Любой охранник в магазине следит за тем, чтобы не воровали, то есть он заранее подозревает всех людей, кто заходит. У него задача такая. Однако отследить перемещения десятков людей одновременно он не может, а здесь мы даем ему подсказку: обрати внимание на этого конкретного человека. И, надо признаться, система работает: буквально за руку были пойманы десятки магазинных воришек.

То есть эта технология продана и внедрена?

В качестве пилотных проектов, да. Кроме «плохих» покупателей есть еще «хорошие». Вы заходите в магазин, максимум, что вам скажут: «Здравствуйте, чем я могу вам помочь?». Это здорово, но в целом не адресно. Если я участник программы лояльности, то имею невероятное количество карточек, которые предъявить могу только на кассе. Магазин обо мне ничего не знает, пока я не совершу покупку. А ведь информация обо мне у магазина есть, история покупок известна, то есть продавцы могут сразу понять, насколько я ценный покупатель, и окружить вниманием, повышая конверсию и стоимость чека.

Узнавание клиента помогает ритейлеру вести свой бизнес более эффективно. В офлайн-магазинах, в отличие от онлайновых, почти невозможно точно проследить вектор перемещения покупателей. В онлайн-магазине фиксируется, как покупатель переходит по ссылкам. Технология распознавания лиц позволяет дать точнейшую аналитику, кто и как посещает торговую точку, кто зашел и вышел без покупки, какие группы покупателей какие отделы посещают. Сейчас в магазинах пользуются счетчиками посещаемости, это не интеллектуальное устройство, и оно считает каждого прошедшего. Охранник два раза прошел туда-сюда, и его посчитали как трафик. Если это небольшой магазин с посещаемостью в сто человек в день, то трижды посчитанный охранник и дважды вышедший покурить продавец — уже серьезная погрешность в статистике. При технологии распознавания лиц статистика точнее. Иногда в магазин приходят семьями, и требуется уже другая аналитика. Счетчик определит каждого члена семьи отдельно, но по факту это будет один покупатель с другой моделью покупки. Наша технология позволяет подходить к маркетингу более дифференцированно.

На Михаиле: голубая рубашка, синие брюки, бордовый галстук — всё Henderson. 
На Михаиле: голубая рубашка, синие брюки, бордовый галстук — всё Henderson

Спецслужбы интересовались вашей разработкой или вы в основном работаете с гражданскими организациями?

Алгоритм универсален, он может использоваться где угодно и как угодно. Сами спецслужбы такими вещами не очень-то занимаются. Есть компании, интеграторы, которые используют решения в тех или иных отраслях.

А может ли обмануть вашу систему яркий макияж, борода, очки?

Технология очень устойчива к изменению ракурса, освещенности, бороде, усам, очкам, возрастным изменениям. Даже шапку можете надвинуть на глаза, всё равно вас узнаем.

А латексный нос?

У вас же кроме носа еще есть какие-то характерные черты. Система вас может узнать и с латексным носом, и даже если половину лица закроете.

Сколько процентов лица должно быть не изменено, чтобы программа его узнала?

Даже если лицо будет закрыто полностью, существует вероятность, что по каким-то данным, по овалу лица например, система вас распознает. Естественно, чем четче видно лицо, тем лучше распознавание, это понятно. Однако если вы наденете солнечные очки, программе это не помешает вас узнать.

Вы активно пиарите технологию, в том числе внедряли ее на детском фестивале в качестве аттракциона. Что это был за опыт?

Как я говорил, в какой-то момент мы получили очень большое количество запросов на нашу технологию. Одни были разумные, другие жуткие, третьи смешные и забавные. Например, внедрить технологию в парках аттракционов. Вы скачиваете приложение, делаете селфи, а затем отправляетесь гулять по парку. И пока вы катаетесь на американских горках, все фотографии с вашим изображением тут же отправляются вам на смартфон. Вы можете выбрать понравившиеся кадры и приобрести. То есть наша разработка может использоваться и в развлекательной индустрии. В том числе для организации мероприятий, когда вы заранее зарегистрировались, и уже на входе система просто узнает ваше лицо и пропустит без всяких билетов.

Сумасшедшая конверсия была у нашего сервиса на фестивале Alfa Future People, им воспользовались более пятнадцати тысяч человек. Фото, сделанные профессиональными фотографами, приходили участникам фестиваля в соцсеть «ВКонтакте». Нужно было заранее отправить чат-боту свое селфи, он запоминал вашу внешность и распознавал конкретных людей на кадрах.

До NTechLab вы работали в ТАСС. Как вы думаете, технология распознавания лиц может применяться в медиа?

Конечно, может. Во-первых, это разметка архивного видео. Телеканалы хранят огромное количество видеоконтента, а вам, например, нужно найти видеоролики с участием губернатора. Открываете список маркеров-персон и тут же получаете все ролики, где есть искомый человек. Не потребуется отсматривать видео часами. Во-вторых, работа с фотоархивом. Масштабный фотоархив — это проблема, часто сотрудники не знают, кто запечатлен на тех или иных фотографиях. Можно создать базу и категоризировать все.

Давайте немного поговорим о стиле бизнесмена. Фактически вы своим лицом продаете новую технологию...

(Смеется.) Я рассчитываю, что все-таки мозгами.

На Михаиле: голубая рубашка, синие брюки, синий плащ, ремень и обувь — всё Henderson.
На Михаиле: голубая рубашка, синие брюки, синий плащ, ремень и обувь — всё Henderson.

Я о том, что вы часто даете интервью, выступаете на публике. Выходит, что имидж вашей технологии так или иначе связан с вашим персональным имиджем. Как должен выглядеть руководитель высокотехнологичной компании, на ваш взгляд?

Он может выглядеть очень по-разному.

Вот прямо сейчас вы в футболке, но на всех ваших фото и видео вы в костюме.

Да, здесь есть некоторый диссонанс. Атмосфера стартапа не предполагает определенного стиля в одежде. У нас сотрудники ходят в шортах, майках, сандалиях, приезжают на ретро-самокатах на работу. Такая «казацкая вольница». Кто-то может из дома поработать, кто-то в офис приходит. С другой стороны, я встречаюсь с представителями государственных организаций, с руководителями крупных компаний, поэтому нужно одеваться так, чтобы тебя и здесь не воспринимали как чужака, и там принимали за своего.

В офисе вы без костюма?

Если нет встреч, я одет менее формально. Тем не менее костюм у меня есть, и неплохой. Когда нужно, я надеваю его, и галстуков у меня немало. Меня эта одежда не стесняет, потому что до этого я десять лет костюмы исправно носил каждый день.

У стартап-бизнесмена может быть отпуск?

Мне кажется, что отпуск должен быть. Ну, не может человек работать 365 дней в году 24 часа. У всех есть семьи, которые хотят с тобой проводить время, у детей — каникулы. Другое дело, что отпуск у нас — это не отпуск, как у клерка в организации. Его мы проводим с ноутбуком — нельзя выключиться из процесса. Ты просто находишься в другом месте и чуть-чуть меньше работаешь. Вот что такое отпуск. Основная фишка стартапа — это огромное количество проблем, которые нужно решать в режиме нон-стоп, бизнес претерпевает постоянные изменения.

Какие качества нужны для того, чтобы запустить инновационный бизнес?

Нужно быть профессионалом в области менеджмента. Все равно вы работаете не с технологией, а с людьми. Если вы понимаете, как их мотивировать, чем они живут и дышат, что им интересно, а что нет, они будут у вас работать. Если вы понимаете это лучше других, то у вас будут работать лучшие люди, и именно они — залог вашего успеха!

Фото: Алексей Константинов, стиль: Анна Сенина, MUA & Hair: Natasha Yong​