Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Спецпроект Мир фотографии: как собирать и почему некоторые стоят так дорого
Спецпроект
Мир фотографии: как собирать и почему некоторые стоят так дорого
Выставки и биеннале, аукционы и престижные частные коллекции. «РБК Стиль» рассказывает, как не заблудиться в мире фотографии.

Жанр фотографии интересен не только с визуальной стороны, но и со стороны исследовательской, ведь история фотографии годится истории живописи или скульптуры во внучки, а то и правнучки. Изучить ее путь можно и самостоятельно — по книгам и фотоальбомам, а можно углубляться в нее постепенно — путем коллекционирования, изучая те или иные направления и стили и выстраивая свою осведомленность, как в пазле, одной частью за другой соединяя уже известные обрывки информации.

Так с чего же стоит начать, если вы решили собрать неповторимую и уникальную, всеми коллекционерами мира желаемую и приходящую им ночами во сне коллекцию фотографий?

Первым делом нужно определить, будете ли вы строить свою коллекцию по жанрам, авторам, времени или технике создания. После принятия решения о том, что именно или кого именно вы хотите коллекционировать, необходимо узнать несколько простых правил.

1. Каждая современная фотография (за теми редкими исключениями единственного экземпляра, когда нужно брать и не думать) имеет тираж, и чем он меньше, тем дороже будет каждый экземпляр. Так, к примеру, фотография Untitled, circa 1974 известного американского фотографа Уильяма Эглстона, имеющая тираж 20 экземпляров, была продана на аукционе фотографии Phillips в ноябре 2014 года за £20 тыс., тогда как позднее, в ноябре 2016-го, его же фотография Untitled, 1971-1974 немного большего формата и c тиражом в два экземпляра была продана с торгов Phillips за £197 тыс.

© WWW.PHILLIPS.COM

2. Винтажные фотографии тиража в основном не имеют. Однако это совсем не означает, что фотография является уникальной. Дело в том, что раньше тираж не заявляли либо не подписывали на фотографии, в связи с чем на сегодняшний день очень тяжело понять, сколько же тех знаменитых мальчиков, гордо несущих бутылки, напечатал Анри Картье-Брессон.
© WWW.PHILLIPS.COM

3. Еще один важный момент в мире фотографии — это авторский отпечаток. Очень часто при описании той или иной фотографии мы видим следующую картину: 10+1 АР или 30+2 АР и прочее. АР — аббревиатура с английского artist’s proof, что обозначает дополнительный тираж, заявленный автором. Изменить количество изначально заявленных авторских отпечатков в дальнейшем невозможно. Создаются они в основном для музеев и важных частных коллекций на тот случай, когда все тиражи работы уже раскуплены, а произведение вдруг срочно понадобилось для самой важной выставки в самом важном музее самого важного города. Иногда авторские отпечатки можно увидеть и в публичной продаже на аукционах, однако цена на них за счет их исключительности, как правило, очень высока.

4. Что касается самого изображения на фотографии, то не стоит забывать о том, что чем оно известнее, тем дороже. Так, работы одного и того же автора будут стоить по-разному — в зависимости от известности или характерности изображенного на снимке. Например, самая известная фотография Салли Манн Candy Cigarette с изображением девочки, курящей сигарету, ушла с молотка Phillips за $257 тыс. Или работа Ника Найта Tatjana Patitz for Jil Sander, которая на прошлом аукционе Phillips в Гонконге была продана почти в 4 раза дороже верхней границы эстимейта.

© WWW.PHILLIPS.COM

Как и в любой другой области, знания являются великой силой и неотъемлемой частью коллекционирования, поэтому изучайте историю фотографии по книгам и альбомам, не забывая посещать выставки молодых или уже известных фотографов в музеях и галереях. Аукционные дома также проводят предаукционные выставки фотографий (то есть тех работ, которые будут выставлены на продажу на грядущем аукционе). Так вы сможете не только углубить свои знания, но и натренировать глаз, что впоследствии поможет вам не только при выборе работы в свою коллекцию, но и при создании той самой коллекции мечты. 

// GA click