Спецпроект Лев Волож: «364 дня в году работа начинается в шесть утра»
Спецпроект
Лев Волож: «364 дня в году работа начинается в шесть утра»
Основатель MoscowFresh о том, как кардинально поменять карьеру и создать успешный проект с нуля.

Мне кажется, follow your inner drive — это единственное, что нам остается, если мы хотим, чтобы в нас были силы делать что-то большое и хорошее. Может, есть люди, внутри которых живет маленький генератор, который собирает силы на большие проекты и дела, но у меня не так. Просто если ты follow, то энергия через тебя проходит и кажется, что все круто, идет по течению, получается.

Я еще в детстве хотел стать начальником. У меня всегда перед глазами был ориентир — мой отец (Аркадий Волож, основатель «Яндекса». — Прим. ред.). Я недолго работал в финансах. Это было что-то вроде стажировки: я учился в Высшей школе экономики и на четвертом курсе пошел работать в финансы, а на шестом — уже в «Яндекс», и это была моя первая полноценная работа. Между мной и отцом было десять уровней других менеджеров. Скажем так, в «Яндексе» все было хорошо, кроме этого.

Моим первым проектом было «Яндекс.Такси». Это успешный проект и любимый проект моего отца. Но потом из «Яндекса» я все равно решил уйти в свободное плавание. Я думаю, это знакомо многим людям, когда понимаешь, что не можешь продолжать заниматься тем, чем занимаешься, и надо начинать делать что-то другое. Для меня это была такая внутренняя диверсификация, поиск более эффективной точки приложения своих усилий.

На Льве: пиджак Lanvin, сорочка Van Laack, запонки Cartier, часы Drive de Cartier

«Яндекс.Мастер», которым я занимался последние полтора года в компании, был продолжением «Такси» — сервисом про услуги. Но стало ясно, что большой бизнес на этом не сделать, потому что бытовые услуги заказывают гораздо реже, чем такси. И тогда у нас появилась идея сделать сервис про дом в целом. А дом без еды невозможен. Так MoscowFresh сначала появился как одна из идей внутри «Яндекс.Мастера». Потом все остальное умерло, а MoscowFresh остался и сейчас процветает.

Ставка была сделана именно на MoscowFresh по очень простой причине: на еду люди тратят на порядок больше денег, чем на другие услуги. Тема доставки продуктов сильно развивается в мире. Есть AmazonFresh, Google запустил сервис экопродуктов, есть Instacart в Америке, который оценивается в $3 млрд. Последние пять лет эта история очень динамично развивается.

MoscowFresh пока работает только в Москве. Расширяться на всю Россию мы не планируем. А вот какие-то другие города и, возможно, не в России, конечно, рассматриваем. 75% нашей аудитории — это женщины, у которых большая семья. Это не домохозяйки, а хозяйки дома.

На Льве: пиджак Lanvin, сорочка Van Laack, запонки Cartier, часы Drive de Cartier

UberEATS, Delivery Club и другие сервисы заточены на доставку еды из ресторанов. Они на нас никак не влияют. Если человек заказывает пиццу, он не будет заказывать у нас свежие овощи и фрукты. Он будет питаться именно пиццей.

Наша база находится на Дорогомиловском рынке. Главный плюс этого рынка в том, что он во многом ориентирован на мелкооптовую торговлю. Там закупается большая часть ресторанов Москвы. И нам тоже удобно там закупаться. А второй плюс — что это Киевская, транспортный центр Москвы. То есть нет места в столице, откуда было бы удобнее доставлять заказы нашим клиентам.

На рынке поставки в кафе дикая конкуренция и даже переизбыток предложений. В Москве сотни поставщиков в мелкие рестораны. Мы не хотим идти в этот сегмент. А в нашем сегменте мы одни. Есть компании, которые хотели бы с нами конкурировать, но в той концепции, в которой мы работаем, — свежие продукты за два часа — аналогов нет вообще.

На Льве: пиджак Lanvin, сорочка Van Laack, запонки Cartier, часы Drive de Cartier

Мы делаем востребованный продукт и каждый день получаем восторженные отзывы наших клиентов. Они пишут: «Главное — не испортитесь». И мы стараемся. У нас пока нет прибыли, но мы вышли на окупаемость. Бизнес уже сам себя обеспечивает. Инвесторов я так и не привлекал, потому что я до сих пор не придумал, зачем они мне нужны.

У нас была цель дойти до ста заказов в день. Мы чуть-чуть недобрали. Но с учетом сезонности в сентябре-октябре мы точно на свои показатели выйдем.

Мои проекты связаны с моим образом жизни. Так появилось и такси, и MoscowFresh. По-другому я не умею. Я вегетарианец. Но, с другой стороны, есть принцип, что все, что мы продаем на MoscowFresh, я должен попробовать и одобрить. То есть если мы продаем колбасу, то я ее попробую перед тем, как мы начнем ее предлагать клиентам. На некоторые уступки я иду. Моя жена давно стала веганом, и в этом плане она для меня авторитет.

Каждого клиента мы очень ценим. Если кому-то что-то не понравилось, то мы обязательно ответим, предложим допоставку, привезем замену через два часа. И такой подход работает. Возврат клиентов высокий. В среднем клиент делает 3,5 заказа в месяц. Нам кажется, что это очень крутой показатель.

Сейчас у нас есть два конкурентных преимущества. Мы доставляем заказы быстрее всех, и продукты у нас самые свежие. С начала этого года мы усилили команду разработки, нашли хорошую студию. И стремимся к тому, чтобы у нас появилось третье преимущество — чтобы мы стали самыми крутыми по части IT. Сейчас мы сильно улучшаем мобильный сайт. А дальше займемся приложением.

На Льве: пиджак Lanvin, сорочка Van Laack, запонки Cartier, часы Drive de Cartier

Еще у нас появился сервис рекомендации продуктов. То есть именно по твоей корзине тебе советуют, что в нее еще можно добавить. Мы написали программу полностью сами, не использовали готовые движки. И сервис работает очень классно. Если ты заказываешь фрукты, то он будет предлагать органические хлебцы, сухофрукты и тому подобное. Но никогда — колбасу или рыбу. А вот в набор к куриному филе сервис предложит хорошего сибаса.

Я считаю, что пять лет — это то время, после которого можно подводить какие-то итоги. И я надеюсь, что у меня будет такая возможность с MoscowFresh. А пока мы работаем всего полтора года. Все идет примерно так, как я рассчитывал. Показатели те же, но даются они в разы тяжелее, чем я думал.

Почему в Москве так много агентств, которые занимаются маркетингом или недвижимостью, а MoscowFresh всего один? Это трудная работа! 364 дня в году она начинается в шесть утра. Это первое. Все процессы завязаны на людей, а это всегда сложно. Это второе. Почему я решил заняться таким непростым проектом? Потому что это драйв! Если говорить прагматично, то это была незанятая ниша. А Москва — это огромный город с огромным платежеспособным спросом. А если не прагматично — то мне этого очень не хватало и я понимал, что могу это сделать. Моя жена выступает идеологом проекта. У нас уникальная коллекция продуктов.

Мне кажется, в современном мире не может быть ролевых моделей и авторитетов в бизнесе. Мир слишком динамичен, чтобы иметь авторитеты. Кто крутой? Я крутой. Раньше MoscowFresh не было, а теперь есть.

Фото: Павел Крюков, ассистент фотографа Павел Нотченко, стиль: Анна Сенина, MUA & Hair: Ирина Лаханская