Стиль
Впечатления «Я как большой ребенок, которого запустили в песочницу с гаджетами»
Стиль
Впечатления «Я как большой ребенок, которого запустили в песочницу с гаджетами»
Впечатления

«Я как большой ребенок, которого запустили в песочницу с гаджетами»

Фото: globallookpress.com
6 августа в прокат выходит «Миссия невыполнима: Племя изгоев» — пятая часть знаменитой шпионской франшизы. В интервью «РБК Стиль» режиссер фильма рассказал об одержимости Тома Круза работой, климате Марокко, реалистичности злодеев и фильмах Хичкока

Встав у руля пятой части «Миссии…» оскаровский лауреат за сценарий «Обычных подозреваемых» Кристофер Маккуорри воссоединился с Томом Крузом. Вместе они уже сняли фильмы «Операция «Валькирия» и «Джек Ричер». Мы встретились с Маккуорри в Лондоне, чтобы обсудить, как ему удалось стать режиссером одной из самых прибыльных франшиз в современном кино.

 

Расскажите, как вы вообще попали в этот проект? Наверняка по дружбе!

Да, у нас в Голливуде все решает блат! На самом деле все произошло очень неожиданно. Я работал с Томом над «Гранью будущего» (Маккуорри выступил одним из авторов сценария фильма Дага Лаймана. — РБК). Как-то однажды вечером сидели, обсуждали сценарий и заодно поговорили за жизнь — о том, какие кто проекты делал в прошлом и какие планирует воплотить в будущем. И вот Том как-то между прочим очень буднично говорит: «Тебе бы неплохо как-нибудь поставить «Миссию»». Я такой, не задумываясь, говорю: «Да, это было бы круто». Кто бы мог подумать, что он тогда не шутил! Через какое-то время он ко мне подходит и говорит: «В общем, я со всеми все обсудил, никто не против, ты  новый режиссер «Миссии».

 

С какими трудностями обычно сталкивается режиссер, которому в руки попадает такая успешная франшиза с богатой историей?

Главная трудность  мало времени. Его никогда не хватает для того, чтобы снять все, как ты хочешь. Работа над таким большим проектом  это всегда скачки галопом, на любой стадии производства. А в остальном работа над этим фильмом  просто праздник. Я был как большой ребенок, которого запустили в песочницу с гаджетами. Особенно приятно было, что я мог озвучить какую-нибудь сумасбродную идею, а в ответ мне говорили: «Да, это вполне реально». Мы смотрели на макет самолета, и я наобум ляпнул Тому: «А что, если бы ты был снаружи, прикрепленный к двери, пока самолет взлетает?» И вот эта команда людей  от продюсеров, отвечающих за бюджет, до каскадеров и инженеров по технике безопасности  все как один говорят: «Не вопрос, сделаем и научим». Это потрясающе, когда ты ограничен только своим воображением.

 

 

Откуда взялась исполнительница главной женской роли Ребекка Фергюсон? Ее мало кто знает, а она оказалась чуть ли не главным открытием фильма.

Ребекка появилась у нас в последний момент. Мы встретились с огромным количеством потрясающих женщин, но не могли найти подходящую актрису. И только под конец изнурительного кастинга нам попала в руки пятиминутная запись пробы Ребекки. Мы вызвали ее на дополнительное прослушивание, она зашла в комнату и начала общаться с Томом. Они так быстро нашли общий язык и с таким энтузиазмом разговаривали, что наш оператор начал волноваться. Подходит ко мне и шепчет: «Так мы все же будем снимать прослушивание или нет? А то времени почти не осталось». А я ему отвечаю: «Да ладно, расслабься, она уже получила роль».

 

 

В этом фильме Итан Хант снова объездил полмира. Наверное, приятно покататься по разным странам, занимаясь любимым делом?

Приятно, не скрою. Одно из главных преимуществ в работе над «Миссией»  это то, что поначалу можно себе ни в чем не отказывать. Так мы отправились в Вену, где в одной из центральных сцен фильма задействовали местный Дом оперы. Так же мы злоупотребили красотами Марокко  там мы снимали где попало: Касабланка, Марракеш, Рабат. Было очень жарко, само собой, но эта страна позволила создать в фильме нужную атмосферу. И, конечно же, не обошлось без старой доброй Англии.

 

В реальном мире в последние десятилетия хватало абсолютного зла: «Аль-Каида», Талибан, и вот теперь ИГИЛ. Это диктует определенные стандарты по части изображения злодеев и экранного насилия?

Это очень тонкая грань: с одной стороны, мы не хотим игнорировать все, что происходит в мире, а с другой, наша задача — развлекать, а не грузить. Вы видите этот ад в новостях, и в кино приходите не за тем, чтобы вам его снова совали в лицо. Придумывать злодеев всегда непросто, потому что не хочется скатиться в карикатурность, однако если рисовать их такими же безапелляционно ужасными, как ИГИЛ, — это тоже может показаться неубедительным. Слишком одномерное и плоское зло, понимаете? Слишком утрированное. В реальную жизнь иногда сложнее поверить, чем в вымысел.

 

Вы работали с Томом Крузом много раз. Как думаете, что делает его особенным?

Во-первых, кино для него не просто работа — он по-настоящему все это дело любит. Его прет от самого процесса, и он этим заражает все вокруг. Во-вторых, он не просто любит свое дело — ему также важно, чтобы его кино нравилось публике. Он выдающийся шоумен, желание развлекать — его главный допинг в жизни.

 

Он ведь сам выполняет все свои трюки. Зачем такие риски?

Да, он с маниакальным упорством сам делает все, не только трюки. Если в кадре рука, держащая телефон, — это тоже рука Тома. Он придет на площадку только для того, чтобы снять кадр с его ботинками. Просто он убежден, что публику не обманешь — она видит, когда на экране дублер, видит, когда реальные эффекты заменяются компьютерными. К тому же мы старались как можно реже прибегать к монтажным склейкам. Если бы вместо актера был дублер, я был бы вынужден снимать сцены с определенных ракурсов, чтобы не было видно лица, прибегать к короткому монтажу и при этом как-то сохранять нужный темп и тон. Это очень сложно, и я дико благодарен Тому за то, что он предпочитает усложнять жизнь себе, а не мне.

 

 

Вы с ним еще и друзья ведь, а не только коллеги. А друзей, говорят, сложнее контролировать...

Тома не надо контролировать, у него и так все всегда под контролем. Да, мы дружим, но это идет только на пользу нашему творческому союзу. Знаете, мы оба — заядлые киноманы, любим одни и те же фильмы по одинаковым причинам. Мы часто разговариваем цитатами и отсылками к другим картинам, завершая друг за другом предложения. Это иногда доставляет сложности другим актерам, потому что они не понимают, что за фигня происходит и о чем мы вообще говорим. Мы с ним постоянно на одной волне, и это делает весь процесс очень легким и приятным.

 

Вы планируете еще какие-нибудь совместные проекты?

Да, однозначно, но я пока не буду раскрывать подробностей. Мы с Томом вообще никогда не обсуждаем новые проекты на каком-то официальном уровне, не ведем переговоров. Идея нашего первого совместного фильма — «Операция «Валькирия» — выкристаллизовалась просто в процессе неформальной киноманской беседы. И так каждый раз — мы заканчиваем один фильм, встречаемся за обедом, трём о том о сем и тут же задумываем еще один фильм. Так что да, сейчас у нас тоже есть в планах кое-что интересное.

 

Хорошо, но пока хотя бы расскажите, какие вы с ним вместе любите фильмы?

Ох, даже не знаю, с чего начать... У вас есть часов пять свободного времени? Кроме шуток, мы часто вспоминаем Хичкока. Том особенно любит фильм «Дурная слава», и мы используем его как эталон-образец, к которому нужно стремиться. Ингрид Бергман и Кэри Грант для нас — идеальный пример экранного дуэта, от которого мы всегда ведем отсчет. Еще часто всплывает имя Сидни Поллака — мы оба большие фанаты его таланта рассказчика и умения поведать историю с субъективной точки зрения. Также недавно как-то зашла речь о фильме «Колдун» Уильяма Фридкина — я сказал, что страшно люблю это кино и по-моему оно очень недооцененное. На следующий же день Том пришел на площадку с горящими глазами и говорит: «Я только что пересмотрел «Колдуна», спасибо огромное, я сто лет назад его видел и давно забыл, насколько это крутое кино!» И после этого он весь день пахал с еще большим энтузиазмом, чем обычно. Великая сила искусства как есть.